За последние годы (годы нелепых изменений) стремительная ротация административных кадров наблюдается. Она вертикальна, но стремится вниз. Десятилетиями было вверх. Хороший учитель становился завучем или директором, специалистом управления образования. Т.е. перемещались кадры ценные туда, где еще бОльшую пользу могли принести. Оказавшись когда-то в методическом кабинете нашего РАЙОНО, я была приятно удивлена, какое средоточие умных людей среди административных работников школ. И на совещаниях, и в личной беседе, в глаза бросался опыт и профессионализм этих мастодонтов образования. Как говорил старейший методист нашего управления:
"Завуч- это учитель учителей".
И трудно с этим поспорить. Завуч- человек, который первым узнает какие-то изменения, разбирается в нюансах, доносит до педагогов своей школы все это в виде "выжимки", экономя их время и нервы. Сейчас сверху тупо перекидывают документы необъятные, где воды 70 %, да еще и формат часто крайне неудобный, надо конвертировать, переворачивать. И не только сам завуч в материал не вник, а даже управленцы. Они не успевают! И учителя вынуждены изучать все эти километры бумагомарания, чтобы на треть страницы найти зерно.
Директор же - вообще человек, владеющий любой информацией о школе и образовании в целом. Он и методист, и хозяйственник, и документовед в одном флаконе. Конечно, у него есть помощники: завхоз, заместители по учебной и по воспитательной. Но директор и сам разбирается в любом вопросе, не просто бумажки подписывает. Голова там должна быть - дом советов. И человеку этому надлежит быть принципиальным, последовательным, иметь системное мышление, но гибкое, непременно быть порядочным и человечным.
И таких было большинство. А сейчас - единицы, которые на энтузиазме и чувстве долга держатся. Причем первые от вторых отличаются.
Энтузиасты склонны впадать в нездоровый оптимизм, они на фенибуте не два раза в года (как многие из коллег), а постоянно. А вторые - это мой нынешний директор. Там школа- это детище любимое, его родителю просто невозможно бросить, хочется защитить, дать все лучшее, вырастить так, чтобы гордиться.
А куда делось то большинство, что я еще застала когда-то?
Покинули сначала возрастные педагоги должности административные, теперь на пенсии учительствуют чуть-чуть (меньше ставки). И их зачастую "ушли". Сама свидетелем была этой несправедливости. Лет 12 назад на приемке школы молодой начальник управления образования (в школе 2 года всего работала) сказала прямо, не боясь задеть, пожилому заместителю директора по воспитательной работе, что пора уже и на покой, отдыхать. А женщина была полна сил, стремлений, да еще и таланта незаурядного, высоченный КПД ее принес бы еще много школе и детям.
Случай неединичный. Почистили ряды. А молодых-то нет! Точнее, они приходят периодически, но не задерживаются.
С директорами происходило примерно то же самое. Многих вынудили уйти. На их места умные и честные прибывать не хотели, уже все видели что в образовании началось. Выбрались по головам не самые лучшие, вроде Огуречного короля, который для меня - пример руководителя-вредителя (как и учителя).
В районе закрылось несколько школ, показатели упали.
Дальше люди побежали сами.
В прошлом году одновременно совершили добровольный "дауншифтинг" директор и завуч лучшей школы в городе и в районе. Туда родители детей издалека возили, в очереди стояли, чтобы попасть. Кадровый состав мощный, администрация подбирала и растила сотрудников. У них были высокие показатели по учебе, результаты ГИА тому доказательство, а еще огромная работа в доп. образовании, кружков и секций много, постоянные победы к фестивалях творческих. Но:
"Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света..."
Именно так можно сказать про двух умных, порядочных женщин, державших удар в этой школе от кома, несущегося сверху на простых смертных учителей. На администрации такие комья разбивались или хотя бы становились менее травмоопасны.
Но даже такие люди могут устать и все бросить, когда их носом то и дело тыкают, да оплеухи дают.
В этом году то же случилось еще в одной крупной школе. В директора уговорили пойти очень активную, способную женщину, она справится. А вот завуч... Эх, что будет. Она уже годик поработала завучем когда-то временно, учителя до сих пор с содроганием тот период вспоминают. "Дурочка, хамка, пофигистка". Это не я сказала, а те, кто с ней работал.
Ответ на вопрос
"Почему это происходит?"
очевиден.
Система "о пяти ногах". Нет, даже не "о пяти". Это уродливая многоножка, которая в своих же конечностях путается и вот-вот упадет, всех придавит.
P.S. У меня такая статья неоптимистичная получилась, хотя еду я опять по Приморью с семьей. Не о судьбе российского образования надо думать, а сил и позитива набираться в отпуске)
Побежали на пляж!))