Сложно поверить в страдания артиста с модельной внешностью, играющего одинокого человека, которого никто не замечает. Но если при просмотре фильма ты про это забываешь, значит, перед тобой настоящий большой актер.
"С таким сосредоточенным и напряженным лицом он бы и одного дня среди немцев не продержался", - говорил разведчик Ким Филби, глядя на нашего Вячеслава Тихонова в роли Штирлица. Конечно, подлинный экранный красавец Тихонов, разбивший столько женских сердец, кажется очень спорным выбором для роли советского резидента в Третьем рейхе. Артиста словно бы отобрали в угоду стандартов романтического кино 1950-х, 60-х, когда разведчиков должны были непременно играть красавцы, влюблявшие в себя аудиторию. У нас это были Станислав Любшин, Олег Стриженов, Вадим Бероев, а на Западе сердца прекрасного пола заставляли трепетать различные исполнители роли Джеймса Бонда. Настоящий разведчик не должен, конечно, внешне походить на кинозвезду или манекенщика с рекламы дорогих часов, дабы не привлекать дополнительного внимания. Лица фашистских бонз и вовсе максимально непримечательны, а зачастую и довольно унылы. Достаточно поглядеть на реальных штандартенфюреров СС и господ со званиями повыше. Даже "папаша Мюллер" не имеет внешне ничего общего с обаятельнейшим Леонидом Броневым. Но кино есть кино.
Куда сложнее поверить в несчастную личную жизнь и одиночество Нади Шевелевой из Ленинграда, которую мы увидели в культовой комедии Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!". Барбаре Брыльской было уже за 30 к моменту съемок фильма, но и в этом ее возрасте можно увидеть, что перед нами красавица. Легко представить, как она выглядела лет 10 назад. Посмотрите на фото настоящей Брыльской. За эту девушку парни дрались бы между собой еще со школы и института, ей бы не давали прохода на улицах, и уж точно она бы не испытывали проблем с претендентами на свои руку и сердце.
Невозможно поверить в то, что такая красавица остановила бы свой выбор на 50-летнем невзрачном Ипполите (к слову, у Брыльской возникла и личная женская антипатия к Яковлеву, как к мужчине). Но как же в реальности могла выглядеть одинокая, немолодая и несчастливая в личной жизни советская учительница? Да точно так, как выглядели игравшие Надиных коллег Валентина Талызина и Лия Ахеджакова. К слову, Талызина еще и подарила свой голос Брыльской. Но режиссер решил, что аудитория не проникнется к главной героине такой симпатией, если ее будут играть пробовавшиеся на роль Нади Талызина, Людмила Гурченко или Алиса Фрейндлих.
Еще более комичным выглядит подбор актеров в известной мелодраме Инессы Селезневой "Дневной поезд", в которой старые подруги мечтают поженить своих одиноких, несчастных в личной жизни взрослых детей. Причем роли этих детей исполняют красавец Валентин Гафт, также разбивший немало женских сердец, и секс-символ советского кино той поры Маргарита Терехова. Это именно ей, которая через пару лет сыграет роковую соблазнительницу Миледи в "Трех мушкетерах", мама (героиня актрисы Риммы Быковой) горестно произносит в конце фильма: "Посмотри на себя. При взгляде на твое лицо спать хочется!" Ну как можно сказать такое про Маргариту Терехову? И все же режиссер отобрала именно этих исполнителей, так как считала, что за красивыми и обаятельными людьми зрителям будет наблюдать интересней, чем за артистами, которые подходили бы под эти образы внешне.
Вообще, типаж некрасивых девушек или женщин, так называемых "серых мышек", в нашем кино удачно эксплуатировала разве что актриса Евгения Глушенко. Возьмите, для примера, комедию Георгия Данелия "Афоня". Ну кто из зрителей поверит, что нормальный мужчина откажется от молодой, невероятно сексуальной, обладающей пленительной улыбкой "кареглазой" Кати Снегиревой (Евгения Симонова), да еще после того, как она задорно прибежит к нему на встречу в такой манящей мини-юбке? Всякий раз при просмотре этого фильма я замечал эту искусственность сюжета, возникшую из-за странного выбора красивой актрисы на роль невзрачной простушки. Режиссер, конечно, пытался продемонстрировать, что у Борщева иные вкусы, и его тянет к женщинам "в теле", но все равно поверить в такой игнор очаровательнейшего создания решительно невозможно. Это противоестественно!
Не менее обворожительная Ирина Купченко по какой-то причине вообще практически во всех фильмах кроме "Обыкновенного чуда" воплощала образ одинокой женщины или нелюбимой, покинутой жены. К ней холоден муж Виктор Зилов ("Отпуск в сентябре"), ее игнорирует супруг товарищ Филимонов ("Забытая мелодия для флейты"), а уж в ленте Вячеслава Криштофовича "Одинокая женщина желает познакомиться" ее героиня и вовсе от отчаяния расклеивает объявления о знакомстве на столбах. И к давно страдающей от одиночества женщине с внешностью Ирины Купченко является такой же одинокий алкоголик с внешностью Александра Збруева и интеллигентной манерой речи. Великая магия кино - мы все равно им верим.
Наверное, единственный удачный пример крайне реалистичного показа типажа одиноких женщин, который приходит на память, можно найти в картине Семена Арановича "Противостояние". Веришь и героине Натальи Сайко, выбравшей в северной глуши себе пожилого кавалера в виде таксиста Миленко (Андрей Болтнев), и уж тем более веришь двум отчаявшимся от одиночества работницам ювелирного магазина в Смоленске, которых Кротов легко соблазнил. Актрисы подобраны на редкость удачно в плане именно типажности, да и играют они тему женского одиночества превосходно.
Жутко нереалистичным выглядит Володя Шарапов (Владимир Конкин), как будто только что сошедший с рекламного плаката "Повидло и джем - полезны всем!", а не вернувшийся с большой и кровавой войны. Ни крошечного шрамика, ни прихрамывания - ничего не смог придумать режиссер для того, чтобы сделать артиста хоть сколько-нибудь похожим на бывшего военного разведчика, в которого "и стреляли, и ножи втыкали". Зато в нем сохранились повадки и манера речи Павки Корчагина, а уже пышная копна волос в эпоху, когда сотрудники органов в обязательном порядке брились под ноль или носили очень короткую прическу, окончательно довершает этот кисельный образ. Но рядом с ним Высоцкий-Жеглов с сокрушительным обаянием. И на его фоне как-то не замечаешь все остальные косяки культового фильма.