Как и обещала, дорогие читатели, сегодня у нас рассматривание еще одного прекрасного портрета.
Мария-Антуанетта и ее дети. Художник Элизабет Виже Лебрен, 1787 год.
В этих рассматриваниях первично (помимо качеств самой картины), наличие репродукции с высоким разрешением, которая позволила бы существенно, и без потери качества, увеличить изображение.
В данном случае такая картина попалась мне во время поисков подходящей иллюстрации для недавней статьи.
Эта картина имеет интересную предысторию.
Она была написана не просто так, как еще один портрет королевы, а с конкретной целью - склонить сердца французов в пользу Марии - Антуанетты. Это - картина-манипуляция.
Дело в том, что королеву во Франции с самого начала невзлюбили.
А Мария-Антуанетта не сразу поняла опасность такого расклада, и долгое время вела себя, совершенно не обращая на это внимания.
Меж тем эта нелюбовь никуда не делась, она только росла и множилась, подпитываясь слухами и сплетнями, которые становились все фантастичнее и все грязнее.
Изначально многим не нравилось австрийское происхождение королевы. Франция и Австрия были антагонистами на международной арене. Да и что греха таить - королева использовала свое положение, чтобы где возможно, помогать австрийской родине и родне.
Королева, используя свое влияние, педалировала назначение на важные должности своих ставленников, которые, в свою очередь, принимали непопулярные законы. Это настраивало против нее и придворных и народ.
Королева много тратила средств на личные нужды. В частности, для нее была приобретена частная резиденция, чего никогда не было у ее предшественниц.
Это была очень дорогая собственность, замок Сен Клу, который она хотела иметь, чтобы оставить его кому-то из своих детей по собственному выбору и желанию, минуя законы о наследовании.
Сам замок был страшно дорогим, а в нем еще сделали не менее дорогой ремонт. Градус ненависти к королеве увеличивался.
Теперь все ее приобретения и цены на них в распускаемых сплетнях приобретали гигантские размеры. Народ был уверен, что королева своими прихотями разоряет страну.
Мария-Антуанетта окружила себя лицами, чье общество ей было приятно.
Однако это немедленно породило слухи о ее распущенности, а ее отношения с друзьями преподносились в виде всех мыслимых и немыслимых извращений.
Достаточно упомянуть, что революционеры всерьез обвиняли ее позже в противоестественной связи с собственным малолетним сыном.
Ходили слухи, что детей, или часть детей она родила не от мужа. Высчитывали время ее встреч с теми или иными друзьями, в которых видели исключительно ее любовников, чтобы найти подтверждение, что именно после этих встреч она беременела.
По стране гуляли памфлеты с непристойным содержанием, главной героиней которых была королева и ее крайне бурная, в представлении авторов этих памфлетов (естественно, анонимных) личная жизнь.
Все это приобрело такой размах, что дошло доже до Австрии, и ее мать, Мария Терезия, была весьма озабочена безопасностью своей дочери.
А сама Мария - Антуанетта не сильно всем этим заморачивалась.
Последней каплей стала афера с ожерельем баснословной стоимости, которое предыдущий король, Людовик Пятнадцатый заказал у ювелиров для своей любовницы мадам Дюбарри, а выкупить не успел, потому что умер.
А чтобы выполнить заказ короля ювелиры закупили бриллианты, а чтобы закупить их влезли в долги, и вот остались с ними и ожерельем в итоге.
Стоимость изделия была такова, что купить его мог только король, у которого отшибло мозги.
Это ожерелье неоднократно пытались продать Марии Антуанетте и ее супругу, но они отказывались его покупать. Или потому что дорого, или королеву оскорбляла мысль носить бриллианты, предназначенные для дамы низкой социальной ответственности.
В итоге это ожерелье стало объектом аферы, к которой Мария - Антуанетта не имела вообще никакого отношения, и о которой я вам здесь сейчас рассказывать не буду, но расскажу отдельной темой в другой раз, но - при общем к ней отношении в ее невиновность никто не поверил.
И после этого вся страна просто плевалась, произнося имя королевы.
Игнорировать это больше стало невозможно. Страсти накалялись. Дело в целом шло к революции, и эта история подхлестывала события и градус ненависти к Марии - Антуанетте.
И вот тогда, в 1785 году и был заказан этот портрет.
Цель - показать народу королеву как добропорядочную мать, к которой вся грязь не имеет никакого отношения.
Сказано - сделано. Портрет писала известная художница Элизабет Виже Лебрен, и завершила его в 1787 году.
Королева написана в окружении детей и в максимально скромном наряде.
Картина написана в стиле картин эпохи Возрождения, которые изображали Святое семейство.
Сама королева изображена в платье, которое напоминает платье на портрете ее свекрови, Марии Лещинской, относительно добропорядочности которой сомнений ни у кого не было. Там муж орудовал за двоих. Портрет будет ниже.
На заднем плане стоит шкаф. Это не просто шкаф - это сейф с королевскими драгоценностями.
Здесь нам с вами ничего не понятно, а современникам понятно было.
Римская мать героиня - Корнелия, родившая римских героев-трибунов Тиберия и Гая Гракхов, о которых вы почитаете самостоятельно, если интересно, ибо римская история не мой конек, как-то высказалась, что ее главное сокровище - это ее дети.
Ну и здесь, после скандала с ожерельем особенно уместный намек, что для Марии-Терезии тоже главные драгоценности, это ее дити, а других и даром не надо, поэтому и сидит позирует она тоже без них.
Номер с картиной не прошел.
Она была выставлена в Парижском салоне, хотя сама художница боялась ее выставлять, столь ненавистна уже была людям королева (но выставлять пришлось). И никак не смягчила сердца французов.
Вот такая у этого портрета история.
А вот вам портрет Марии Лещинской, с которого была взята идея платья и вообще на который отсылает платье Марии - Антуанетты:
Надеюсь, вам было интересно. Подписи под иллюстрациями сделала по минимуму, дабы спасти вас от заворота мозгов.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.