Найти в Дзене
Истории о музыке

Музыка и мифология: сколько все-таки было муз в Греции и причем тут Гомер?

Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического сатира Марсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Этому сюжету посвящено немало произведений искусства более поздних периодов европейской культуры. Самым известным мифом, отсылающим к давней эпохе, является миф о певце Орфее, сыне фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Слово "музыка" произошло от имени богини Музы, покровительницы искусств. В архаической Греции длительное время господствовали представления о неразрывном единстве всех экспрессивных искусств: музыки, поэзии и танца - так называемой, триединой хорее. Поэтому первоначально Муза была единственной, что и отразил Гомер в «Одиссее», где упоминает только одну музу. Лишь с течением времени муз стало девять. Согласно греческой мифологии, они являются дочерьми Зевса и Мнемосины (богини памяти). В период классической Греции окончательно закрепились их функции: Таким о

Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического сатира Марсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Этому сюжету посвящено немало произведений искусства более поздних периодов европейской культуры.

Самым известным мифом, отсылающим к давней эпохе, является миф о певце Орфее, сыне фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы.

-2

Слово "музыка" произошло от имени богини Музы, покровительницы искусств. В архаической Греции длительное время господствовали представления о неразрывном единстве всех экспрессивных искусств: музыки, поэзии и танца - так называемой, триединой хорее. Поэтому первоначально Муза была единственной, что и отразил Гомер в «Одиссее», где упоминает только одну музу.

Лишь с течением времени муз стало девять. Согласно греческой мифологии, они являются дочерьми Зевса и Мнемосины (богини памяти).

В период классической Греции окончательно закрепились их функции:

  • Каллиопа - прекраснозвучная - муза эпической поэзии и знания, изображалась со свитком и палочкой для письма.
  • Клио - прославляющая - муза истории, изображалась со свитком и палочкой для письма.
  • Евтерпа - очаровательная - муза лирической поэзии (музыки), изображал ась с флейтой и лирой в руках.
  • Талия - цветущая - муза комедии, изображалась с комической маской.
  • Мельпомена - поющая и танцующая - муза трагедии, изображалась с трагической маской и венком из плюща.
  • Терпсихора - услаждающая хороводом - муза танца, изображалась с лирой и плектром.
  • Эрато - прелестная - муза лирической поэзии, изображалась с лирой в руках.
  • Полигимния - многопрославляющая - муза серьезной гимнической поэзии.
  • Урания - небесная - муза астрономии, изображалась с небесным сводом и циркулем в руках.

Таким образом, богини покровительствовали поэзии, науке и искусствам. Те искусства, которым покровительствовали музы, назывались мусическими.

-3

Как видим, искусства не только сосуществовали, но и взаимоперекрещивались. По этой причине в ряд искусств попали и науки — история и астрономия, но не вошли такие искусства, как живопись, скульптура и архитектура.

Кроме того, здесь речь идет о первой попытке (пусть мифологической) классификации искусств, регулировавшейся реальными обстоятельствами.

В А Ж Н О: Если углубляться в суть вопроса, то станет очевидно, что сама практика искусств античного мира на протяжении долгого времени не давала оснований для ясной и четкой их дифференциации. Дело в том, что в течение довольно длительного периода художественное творчество Греции и Рима представляло собой неразрывное единение слова, музыки и танца: любой вид поэзии не существовал без музыки, музыка не могла быть отторгнута ни от трагедии, ни от комедии, и, конечно, никакой танец не мыслился без музыки. Иначе говоря, это был нераздельный синтез словесно-музыкально-актерско-танцевального творчества. Именно поэтому древнему мифологическому мышлению крайне трудно было раз и навсегда связать однозначно конкретную музу с одним-единственным видом искусства.