Найти тему

Реставрация в стиле лакшери. Банк материалов

Реставраторы на отдыхе)
Реставраторы на отдыхе)

Начну с того, что на днях с удивлением узнал маленький секрет. Оказывается, «экономика» и «финансы» это – несколько разные понятия и есть разница.

В нашем конкретном реставрационном случае обычно финансы отдельно, а экономика вообще в пролёте.

Например, мы реставрируем абстрактный объект и точно знаем сколько он стоит (условно, цена контракта, т.е. финансы) и не очень хорошо понимаем его экономику (правила ведения хозяйства), хотя везде и всюду существуют так называемые финансово-экономические службы.

Два простых примера.

Первый. Реставрация Преображенской церкви. Почти все 35130 лемешин с главок и бочек церкви были списаны и безвозвратно утилизированы. Небольшая часть была «присвоена» плотниками и раздарена в качестве сувениров коллегам. Еще до разборки церкви выдвигались предложения о том, что лемеха можно каким-то образом монетизировать в качестве продажи сувенирной продукции или в иной форме (естественно все должно быть официально). Однако был получен строгий ответ: «мы культурой торговать не будем».

С точки зрения экономики это называется упущенная прибыль. Теоретически доход мог быть следующий: 35130шт х 100руб. = 3,513 миллиона рублей. Вот вам и экономика. Прокнокали хороший доход, упустили и утилизировали.

Второй. Очень долгое время колокольня Кижского погоста была закрыта для посетителей. Вообще никого и никогда не пускали. Сейчас пускают за дополнительную плату, соответственно сейчас идет дополнительный доход музею. Почему не пускали раньше не пойму, колокольня не изменилась с тех пор.

Можно привести еще много примеров, надеюсь общий смысл вы поняли.

Мне могут возразить, мол любой музей (или любой памятник) является заведомо убыточным предприятием и говорить о деньгах – моветон. Ну раз моветон, так откажитесь от денег совсем, работайте за «спасибо». А раз они есть, то говорить надо. Точнее надо говорить об экономике, о финансах-то чего говорить.

Разговор и основной смысл статьи идет о банке, банке реставрационных материалов (или материалов для реставрации). Суть проста – есть материал, значит есть работа. Ведь плотники-реставраторы каждый день выходят на работу и с утра до вечера только и делают, что обрабатывают материал разными интересными инструментами. Нет материала – нет работы.

Фото Куусела А.С. (далее все фото Куусела А.С., оригиналы искать долго)
Фото Куусела А.С. (далее все фото Куусела А.С., оригиналы искать долго)

Для упрощения сделаем маленькое допущение, основной материал это – сосновые бревна. Сосновые бревна не растут на строительной площадке, их надо покупать, привозить и складировать. А теперь вопрос, кто может с точностью до бревна определить потребность в бревнах сроком на один год? Вот сколько не гадай, сколько не считай, все равно ошибешься в большую или в меньшую сторону.

На вопрос финансиста, сколько надо бревен на год и какой закладывать бюджет может быть только один ответ: «понятия не имею, могу сказать ориентировочно с разбросом в трамвайную остановку». Ключевая ошибка в данном случае стоит не в вопросе финансиста (вопрос то правильный), а в глубине планирования закупки всего на один год. Вот если бы задали вопрос «сколько надо бревен на пять лет?», то можно озвучить цифру, закупить запас бревен на пять лет и по мере расхода бревен каждый год докупать новые. Это не что иное, как банк. Только в банке не деньги, а материал.

А теперь интересный вопрос. Куда девается исторический материал от предыдущих реставраций? Первую версию по тотальное списание и утилизацию лемеха я уже озвучил. Но есть еще большая часть вполне рабочего материала, которую все равно списывают, т.к. на данный момент нет «банка» материалов с разработанным регламентом. Грубо говоря, легче списать, чем хранить.

Это не плохо и не хорошо, это данность и традиции реставрации. Однако, плотники-реставраторы по определению хозяйственные мужики, поэтому не поднимается у них рука все на свалку выкидывать, авось пригодится. Но так возникает теневой «банк», что есть смертный грех. Легализовать «доходы» никто не знает как, не было такой практики в стране. Легче купить новое, чем сохранить и пустить в повторный оборот старое.

Но это все еще цветочки. Сейчас начинаются ягодки.

Мало кто вообще понимает или даже просто слышал про кондиционный и НЕ кондиционный материал. Если мы рассматриваем бревна, то бревна для реставрации должны быть просушены в течении трех-пяти лет и влажность (15% влажности) данных бревен должна совпадать с влажностью (15%) старых бревен (это кондиционный материал). Могу дать вам много-много денег и попросить купить такой материал, но вы такой не найдете. Вы найдете только материал (даже не сомневаюсь, что отличный материал) только что спиленный в лесу на делянке с естественной влажностью в 100% (не кондиция).

Не беда, материал хороший и его надо только подсушить несколько лет. Беда в том, что у вас сроки и контракты и надо срочно бревна обработать и запихать в сруб. Вот вам и базовая проблема реставрации – несовместимость старого и нового материала.

А вот если бы был банк материалов, то вы могли бы взять сухие бревна из банка и положить влажные бревна для просушки. С процентами естественно. Взяли 10 бревен, положили 11 бревен. Хрен с вами, можно даже без процентов, хотя любой банк живет на процент. Зато в конечном итоге получаем качественную реставрацию.

Теория закончилась, теперь практика.

Из хороших новостей – микро-банки материалов есть. Пример. Для реставрации Успенского собора в Кеми привозили из Архангельской области бревна длиной 14 метров. Лежали где-то и ждали своего часа. Второй пример. Вся Преображенская церковь в Кижах делалась из кондиционного материала (почти вся), который заранее заготовили и организовали банк материалов для конкретного объекта.

склады спецлеса
склады спецлеса

Из плохих новостей – данная тема новая и с новой темой никто не желает связываться по серьезному, экономистов нет, остались в стране голимые финансисты (в глобальном смысле).

Но, мы не привыкли отступать! Раз я пишу, значит тема не заглохла. Значит вы её прочитаете и зернышко прорастет.

Чтобы быстрее росло почитайте международные принципы реставрации (сформированы на форуме, Индия, Дели, 2017 год) для деревянных построек:

«33. Учреждения, ответственные за сохранение памятников и объектов культурного наследия, должны поощрять защиту лесных заповедников и создавать склады для хранения древесины, подходящей для сохранения и реставрации деревянного наследия. Подобная политика должна предусматривать необходимость наличия большого количества надлежащим образом заготовленного материала для проведения реставрационных работ в будущем. Тем не менее, не должна поощряться обширная замена оригинального материала исторических сооружений, а заготовленный материал скорее должен служить резервом для проведения необходимых ремонтных работ и незначительных замен.»

В 2003 году мы еще не умели так красиво формулировать, но в точности сделали этот принцип. А может это наша работа позволила сделать этот международный принцип?

Не знаю, очевидной связи нет, но все миссии ЮНЕСКО на остров Кижи видели наши склады, забитые материалом для реставрации. Дело за малым – продолжать работать по созданию банка материалов и жить на проценты).

Всем всего светлого и ясного.