Найти тему
klapan1-2

Страсти по КВЖД. Броня крепка, и танки наши быстры.

Лев Карахан. Замнаркоминдел. Собственной персоной. В Пекине.
Лев Карахан. Замнаркоминдел. Собственной персоной. В Пекине.

25 июля 1919 года Совнарком РСФСР выступил с официальным обращением к пекинскому правительству Китая, еще раз предложив урегулировать все спорные вопросы между государствами на равноправной основе.

Обращение было проигнорировано, однако долго так продолжаться не могло. К тому же на Юге Китая, в Нанкине, к предложению северного соседа отнеслись с куда большим вниманием.

Да и Пекин долго игнорировать обращение не мог. Во-первых, информация о нем проникла в прессу, проникла с Юга, а там - общественные организации с энтузиазмом выступили в его поддержку.

Дипломатические связи между Советской Россией и Китаем фактически были установлены еще в 1920 г., когда в Москве находилась китайская делегация, а в Пекине - делегация Дальневосточной республики. В декабре 1921 г. в Пекин прибыла первая делегация РСФСР, переговоры ее с китайской стороной не сложились; за ней в августе 1922 г. — вторая и в августе 1923 г. — третья во главе с замнаркоминделом Львом (Левоном) Караханом (Караханяном).

*******

31 мая 1924 года было подписано Соглашение об общих принципах урегулирования вопросов между СССР и Китайской республикой. Подписано в Пекине.

Этому предшествовали сложнейшие, длившиеся, без малого, полгода, переговоры.

Недопонимание и противоречия выявились с самого их начала. Лев Карахан настаивал сперва - на установлении дипломатических отношений, и лишь после - начале урегулирования всех спорных вопросов.

Китайская сторона считала, что сперва нужно спорные вопросы решить. А вот потом...

Одним из спорных был вопрос КВЖД.

Китайская сторона, ссылаясь на предыдущие предложения и РСФСР, и Союза предлагала КВЖД - северную ветку - отдать им полностью.

В качестве жеста доброй воли.

Карахан же предлагал разделить вопрос на два.

Против перевода КВЖД под китайскую юрисдикцию светские не возражали. Но Карахан напомнил и о том, что сама дорога - предприятие коммерческое, и предложил подходить к вопросу соответственно. Права собственности оставить за Союзом.

Большевики учились торговаться.

******

Спорили и по ситуации в Монголии. Китайцы считали ее своей и требовали вывести оттуда красные части. Советские напоминали о бандах барона Унгерна, которые действовали в Монголии.

Обе стороны отчаянно торговались. Пекинские переговорщики отчаянно намекали, что сильно обижаются на несговорчивость Союза. Карахан, в свою очередь, прозрачно намекал, что пекинское правительство - не единственное в Китае.

И что за урегулированием он вполне может отправиться в... Японию. Причем - через Гуанчжоу. Там находилось правительство Сунь Ятсена. Более склонное к компромиссам.

Каждая из сторон действовала в собственных интересах и использовала внешний фактор для изменения ситуации в свою пользу. Га стороне СССР был уже ряд заключенных к тому времени мирных договоров с государствами по периметру границ, и те несомненные плюсы, которые государства из них уже начинами извлекать. Да и на начало урегулирования отношений с Великобританией намекалось...

******

14 марта 1924 года стороны парафировали советско – китайское «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской Республикой» и приложения к нему.

И те, другие могли бы быть довольны: Москва добилась установления дипломатических отношений, решила некоторые вопросы.

Пекин получил дипотношения с Москвой, решение ряда практических вопросов и обещание в будущем рассмотреть оставшиеся.

Однако, продолжали спорить.

Китайская сторона снова и снова поднимала "монгольский" вопрос...

31 мая 1924 года договорились окончательно.

Подписали Соглашение и приложения к нему. В соответствии с этим документом СССР и Китайская Республика устанавливали дипломатические отношения.

В статье 4 Соглашения (его полный текст есть в сети) подчеркивалась недействительность всех договоров, заключенных Китаем с императорской Россией, отказ СССР от "боксерской" контрибуции и о необходимости отмены прав экстерриториальности и консульской юрисдикции в Китае.

****

В статье 5 "Правительство Союза ССР признает, что Внешняя Монголия является составной частью Китайской Республики и уважает там суверенитет Китая". И как только "вопросы об отозвании всех войск Союза ССР из Внешней Монголии, а именно о предельном сроке отозвания этих войск и о мерах, имеющих быть принятыми в интересах безопасности границ, будут согласованы на конференции, оно осуществит полное отозвание войск Союза ССР из Внешней Монголии.

В вопросе о КВЖД целый ряд прав был передан Китаю. СССР заявил о юридическом признании права суда, гражданской администрации, прав, касающихся военных дел, политического надзора, взимания налогов, городских правительств, земельных прав, за исключением той полосы отчуждения, которая используется самой железной дорогой.

Правительство СССР временно сохранило за собой право собственности на эту дорогу и право на ее совместную эксплуатацию. До окончательного урегулирования вопроса.

******

Довольны Соглашением были далеко не все. Как внутри Китая, так и вне его.

Япония планировала прибрать КВЖД к рукам сама. На дорогу претендовали американцы и англичане.

Она приносила доход, да и просто нравилась.

Зато не нравился пункт Соглашения, в соответствии с которым "Правительства обеих Договаривающихся Сторон взаимно соглашаются, что будущее Китайско-Восточной железной дороги будет определено Союзом ССР и Китайской Республикой без участия какой-либо третьей стороны или сторон".

Правительства обеих Договаривающихся Сторон соглашаются подписать Соглашения о временном управлении Китайско-Восточной железной дороги...".

В дальнейшем предполагалось созвать специальную конференцию.

"пока различные вопросы, относящиеся до Китайско-Восточной железной дороги, не будут урегулированы на конференции, ... права обоих правительств, вытекающие из контракта от 27 августа (8 сентября) 1896 года на постройку и управление Китайско-Восточной железной дороги, поскольку они не находятся в противоречии с настоящим Соглашением и Соглашение о временном управлении сказанной дороги и поскольку они не наносят ущерб суверенным правам Китая, - сохраняются в силе".