Найти тему

Чистая энергия тяжёлого рока Led Zeppelin

Оглавление

Тот самый рок в чистом виде лучшего классического периода этого жанра. Выдающаяся, небезызвестная группа, состоящая из четырёх бессменных её участников, каждый из которых уже самодостаточная музыкальная единица, внёсшая свой вклад в становление имени коллектива.

Группа отличается своим фирменным звучанием тяжёлого рока, часто, особенно в начале, базирующемся на блюзовых стандартах, узнаваемым вокалом и, конечно, построением песен на основе эффектных и запоминающихся риффов (стоит при этом отметить не только гитарные партии, но и новаторские решения в построении ритм-секции).

По сути, группу собрал Джимми Пейдж вскоре после распада The Yardbirds (тоже достойный коллектив 60-х, о котором ещё стоит поговорить).

Первые альбомы носили просто название группы с порядковой нумерацией. И дебютный альбом, при поддержке американского турне, оказался уже успешным.

Led Zeppelin I

-2

"Good Times Bad Times" - уверенное, бодрое открытие, сразу демонстрирующее достаток в фишках и самобытности группы. Здесь хочется отметить использование быстрых триолей бас-барабана, придающее песне особенное необычное ритмичное звучание.

Следующая же песня удивляет не меньше своей структурой, гармонией и мощным хуком - все элементы и несколько крепких риффов сразу (которые и в отдельности могли бы образовать хорошие песни) очень удачно совмещены в одной композиции.

Следующий тяжёлый блюз-кавер "You Shook Me" выделяется использованием интересного приёма: повторение вокалом слайда гитары вниз в унисон, а в конце ещё и начинается перекличка кричащего вокала с соло-гитарой.

"Dazed and Confused" - опять-таки необычная песня в 6/8 - зачастую в этом размере пишут баллады, но тут тяжёлая мрачноватая тема на полутонах.

Также хочется отметить закрывающую альбом композицию "How Many More Times" с элементами свинга и психоделики

После такого весьма впечатляющего дебюта выходит второй альбом в том же 1969-ом году

Led Zeppelin II

-3

Открывает альбом один из главных хитов группы "Whole Lotta Love", примечательную своим риффом и сумасшедшим соло на терменвоксе - решения студийной записи продолжают приятно удивлять.

Так, в следующей песне "What Is and What Should Never Be" вокал Роберта Планта, исполненный в довольно быстром темпе обработан фейзером, а гитары перемещаются между каналами.

Далее со второго альбома стоит отметить песню "Heartbreaker" из-за риффа и соло Пэйджа, исполненного совершенно без аккомпанемента.

Между этой и следующей песней будто сделан переход - "Heartbreaker" довольно резко прерывается и, через небольшую паузу, сразу с вокалом перед тактом врывается "Living Loving Maid" с хорошим хуком.

"Ramble On", опять же, интересна своим фирменно звучащим припевом

Led Zeppelin III

-4

Третий альбом 1970 года отличается преобладанием акустических инструментов в песнях. Это нововведение оставит след и на последующих альбомах.

Однако открывает альбом иного рода песня, представляющая собой что-то совершенно новое и для группы и для рок-музыки в целом, привнеся своей формулой взаимодействия партий гитары и ударных задатки метала

Нельзя не упомянуть про забавный нюанс связанный с песней «Since I’ve Been Loving You» - допущенный при записи недостаток, - скрип педали бас-барабана, который можно особенно хорошо услышать в начале песни как заметный писк.

"Bron-Y-Aur Stomp" - наиболее интересная, как мне показалось, фолк-песня с релиза, названная в честь коттеджа, где музыканты сочиняли материал к предстоящему альбому.

Led Zeppelin IV

-5

Четвёртый альбом (в оригинале, на самом деле, не имеющий на конверте ни названия, ни исполнителя) открывает песня "Black Dog" , удивительная по своей структуре. Мне не удалось посчитать её размер (если верить источникам басист Джон Пол Джонс написал партии к ней в 9/8), а всё из-за расходящихся инструментов - ударник Джон Бонэм, несмотря на задуманный сложный размер, сыграл свою партию в стандартных 4/4 и это всё равно сработало, хотя, например, момент на 0:45 меня всё же ломает. Общую композицию склеивает и поддерживает выбранная прерывистая структура "вопрос-ответ" - одинокий вокал Планта, которому отвечает вся группа.

Не хочется, конечно, проходить мимо хита "Rock and Roll", сделанного в лучших традициях , но утяжелённых (причём очень удачно).

Наконец, главная песня альбома, да и культовая песня вообще в роке - "Stairway to Heaven". По сути, баллада, состоящая из трёх условных частей, вырастает из мягкого акустического начала в кульминационную более тяжёлую часть с прославленным соло Джимми Пэйджа. Но и вокальную партию Планта стоит отметить - отличное погружение в настроение композиции и его исполнение здесь делает большую часть песни.

Закрывает альбом интерпретация блюзовой песни «When the Levee Breaks», отличающейся тонкой продюсерской звукоинженерной работой. Для особого пространственного звучания ударных, их и два микрофона расположили на разных этажах дома, на лестницах, и добавили после к ним эффект делэя, создав тем самым настоящий сэмпл-референс для будущей музыки. Помимо этого, губная гармошка записана с эффектом "опережающего эха" - развёрнутого затухающего звука инструмента, а вся итоговая мастер-запись была специально замедлена, что придало миксу плотное звучание и "ощущение водоворота", соответствующему теме песни - Великому наводнению.

Houses of the Holy

-6

Из интересных композиций здесь "The Rain Song" - баллада, находящаяся где-то между сразу многих музыкальных жанров

"Dancing Days"- из-за по-хорошему странно звучащему риффу гитар

"D’yer Mak’er" - неожиданное утяжелённое регги в альбоме

"No Quarter" - любопытная экспериментальная композиция, напоминающая по своей форме и звучанию Pink Floyd того же времени, особенно из-за основы с электрическим пианино под эффектом вибрато.

Можно сказать, что этот альбом начинает стилистическое расширение репертуара группы и это разнообразие продолжится в их следующей большой работе

Physical Graffiti

-7

В этот двойной альбом группа включила большие нестандартные композиции, занявшие по продолжительности три стороны пластинки, поэтому на четвёртую были добавлены песни, не вошедшие в ранние альбомы.

Первая сторона - это три очень крепких и мощно звучащих песни, создающих впечатление джем-сейшна превосходно сработавшейся группы, которая может поиграть в своё удовольствие и выдать при этом хорошие композиции

Вторая сторона выделяется песней "Trampled Under Foot" с великолепным риффом на клавинете (можно считать эту песню одной из тех, где этот инструмент реализован на все сто) и партией гитары с вау-вау-педалью, очень уместно дополняющей его и подчёркивающей страшно качающий ритм песни

И на второй стороне пластинки расположился ещё один хит Led Zeppelin - "Kashmir". Прогрессив, в который музыканты удачно вписали и мелотрон, и струнные, и духовые, проведя через всю композицию не надоедающий основной рифф, передав гипнотизирующую уносящую атмосферу востока.

С четвёртой стороны выделяю "The Wanton Song", схожей с "Trampled Under Foot" и "Boogie with Stu" - действительно, буги и даже не утяжелённое фирменной аранжировкой, как это могло бы быть согласно ожиданиям слушателя

В итоге, сильный и довольно разнообразный альбом. Что дальше?

Presence

-8

Альбом отличается своей тяжестью во всех отношениях и записан в непростое время для группы - Роберт Плант, излечиваясь от серьёзных травм после автомобильной катастрофы записывал свои партии находясь в инвалидном кресле.

Выделить можно песню "Nobody's Fault but Mine" из-за вновь удачно применённой фишки с гитарой и дублирующим её мелодию вокалом

В остальном - довольно "ровно", особенно для Led Zeppelin.

In Through the Out Door

-9

Альбом содержит, на самом деле, неплохой материал, но он не совсем их. Он отчасти вобрал тенденции и элементы нового звука (год релиза 1979), который не идёт на пользу таким группам как Led Zeppelin. Но, тут история и не получила дальнейшего развития в этом направлении - группу ждал распад после смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году. Через два года вышел последний альбом

Coda

-10

Альбом представляет собой сборник композиций, записанных в разное время в период с 1970 по 1978 год, с дополнительными партиями Пэйджа, который и был инициатором выпуска альбома.

Отсюда будет уместно вставить барабанное соло Джона Бонэма, записанное им 1976 году в швейцарском Монтрё.

-11

Led Zeppelin стали одной из ведущих групп хард-рока, сыграли основополагающую роль в становлении хеви-метала, свободно интерпретируя фолк- и блюз-классику и обогащая стиль элементами других музыкальных жанров, заметно повлияли на множество других групп благодаря особенностям своего стиля.

Лучшие, на мой взгляд, альбомы:

Led Zeppelin

Led Zeppelin II

Led Zeppelin IV

Physical Graffiti