Найти в Дзене
Истории о музыке

Музыка античности: почему мы ее не знаем?

В отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории сколько-нибудь равноценного им творческого наследия. Если памятники скульптуры и архитектуры представляют лучшие достижения античности, а гомеровский эпос, древнегреческая трагедия и создания крупнейших греческих и римских поэтов являются в своем роде классическими образцами античной культуры, то памятники музыкального искусства этого этапа цивилизации поистине бессильны перед ними. Это первые в истории европейской культуры попытки записи мелодий, которые дошли до нас. Но на их основании невозможно воссоздать(хотя бы в минимально) ход развития античного музыкального искусства. Все находки - случайно выхваченные точечные эпизоды этого процесса, тогда как даже общее направление его остается неясным, а последовательность явлений - невосстановимой. Тем не менее некоторые образцы все дошли до сегодняшнего дня. Вместе с обычным текстом на ней были обнаружены знаки древнегреческой нотации. Перевод этих знаков в со

В отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории сколько-нибудь равноценного им творческого наследия. Если памятники скульптуры и архитектуры представляют лучшие достижения античности, а гомеровский эпос, древнегреческая трагедия и создания крупнейших греческих и римских поэтов являются в своем роде классическими образцами античной культуры, то памятники музыкального искусства этого этапа цивилизации поистине бессильны перед ними.

Это первые в истории европейской культуры попытки записи мелодий, которые дошли до нас. Но на их основании невозможно воссоздать(хотя бы в минимально) ход развития античного музыкального искусства. Все находки - случайно выхваченные точечные эпизоды этого процесса, тогда как даже общее направление его остается неясным, а последовательность явлений - невосстановимой.

Тем не менее некоторые образцы все дошли до сегодняшнего дня.

-2

Вместе с обычным текстом на ней были обнаружены знаки древнегреческой нотации. Перевод этих знаков в современную нотацию не составил труда, однако реальное звучание этого фрагмента принесло лишь разочарование. Ни мелодия, ни ритм, на взгляд европейцев XIX столетия не являлись особо оригинальными. Напротив, они были достаточно просты и порой даже банальны.

-3

В 1892 году был обнаружен небольшой нотный фрагмент из трагедии Еврипида «Орест»; в 1893 - отрывки нотных текстов двух гимнов Аполлону в афинской сокровищнице в храме Аполлона в Дельфах. И далее все новые, находки пополняли арсенал сведений о греческой музыке. ·И все они не обнаружили каких-либо особых художественных качеств древней греческой музыки.

-4

Скорее всего, дело в другом. Имеющиеся в нашем распоряжении расшифрованные записи не могут дать нам представление о подлинном звучании древнегреческой музыки. И не только потому, что их мало, но главным образом потому, что принятая у греков система нотной записи выполняла несколько иную функцию, нежели в современном мире. Вероятнее всего, запись осуществлялась после исполнения - post factum, а не res facta (в существующей у нас практике - сначала музыка записывается, а затем исполняется по нотам).

В А Ж Н О: Античная запись не ставила целью зафиксировать реальное звучание, а фиксировалась как некая схема для напоминания. Отсюда весьма примитивный ритм и мелодика имеющихся фрагментов. У исследователей есть убежденность, что практика живого музицирования была гораздо ярче и интереснее.