Дорогие христиане! Где мы? Дома или вдали от дома? В отечестве своем или на чужбине? Здесь на Земле нам хорошо? Если да, то почему мы всегда ищем что-то лучшее, стремимся к чему-то большему? Если мы там, где мы и должны быть, то что мы постоянно ищем и почему часто всем недовольны, почему постоянно болеем, почему в конце-концов все умираем?
И сама смерть, разве она нам не чужда? Разве то, что мы испытываем ужас перед смертью не должно человека подвести к мысли, что смерть человека - это следствие какого-то нарушения, сбоя.
Болеем, страдаем, стареем, умираем...
Апостол Павел пишет к евреям: Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. (Евр. 13:14). Это говорит о том, что на Земле мы странники, мы в стране скитания, в ссылке.
Из Священного Писания мы узнаем, что Бог нас не сотворил смертными. Смерть вошла в нашу природу вследствие грехопадения. После изгнания из рая Бог сказал Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе... (Быт. 3:17,18).
На языке богословия состояние человека после грехопадения называется "тленным", "падшим". Вместе с человеком в это состояние погрузилась и природа, весь живой мир: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. (Рим.8:19-21).
В этом контексте открывается и новый смысл притчи о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Человек добровольно удалился от Бога и попал в нищее, жалкое положение в далекой чужой стране. Но он приходит в себя и решается вернуться в дом отца, не считая себя уже достойным называться его сыном. Земля на которой мы пребываем и несем свое бренное существование - не является ли "страной далекой"? Смысл нашего пребывания на Земле - прийти в себя, примириться с Богом и вернуться в Дом Отца Небесного, в наше Отечество, для которого мы и созданы Богом.
И мы, христиане, благодарим тебя Бог-Отец, за то, что ты послал Своего Сына Единородного, Который вошел в наше историческое бренное падшее бытие здесь на земле, принял на себя тленную нашу природу и умер на Кресте, воскрес и вознесся. Так он проложил нам дорогу домой, от временному к вечному, от страдательного к блаженному, от чужого к родному, от чужбины к отечеству.
В лестнице восхождения в книге преподобного Иоанна Лествичника именно отречение от мира является первой ступенью на пути к Богу. Отречение от мира - это прежде всего признание того, что этот "мир во зле лежит", что нам нельзя к нему прилепляться, а вместо этого всем существом стремиться к будущей жизни с Богом, в дом Отца, домой.