Найти в Дзене
2,8K подписчиков

Новый административный регламент ГИБДД 2023: зачем про него знать водителю?

1,4K прочитали
Если 10 лет назад упоминание автомобилистом "административного регламента ГИБДД" при общении с сотрудниками Госавтоинспекции у последних вызвало чаще гнев и раздражение, а вопрос "какова причина...

Если 10 лет назад упоминание автомобилистом "административного регламента ГИБДД" при общении с сотрудниками Госавтоинспекции у последних вызвало чаще гнев и раздражение, а вопрос "какова причина остановки?" мог и вовсе привести к конфликту и даже применению силы полицийскими, то сегодня к существованию ведомственного документа, регламентирующего деятельность дорожных инспекторов, мы, по большей части, относимся безразлично.

Однако, пока это главный документ, на положения которого обязаны опираться должностные лица ГИБДД в своей работе, так как именно он, прежде всего, определяет алгоритм действий сотрудников, имеющих широкие полномочия в отношении участников дорожного движения.

11.07.2023 начал действовать новый приказ МВД (от 02.05.2023 № 264), утвердивший свежий административный регламент. Помимо того, что теперь этот регламент именуется не иначе как "Порядок осуществления надзора..." (название довольно длинное), в нём, наряду с ранее существовавшими, появились и некоторые другие, касающиеся водителей, положения.

В этой публикации я постараюсь, по возможности кратко, изложить основные относящиеся к повседневной деятельности сотрудников Госавтоинспекции положения нового Порядка. Вы узнаете о требованиях к сотрудникам и к применению ими средств фиксации нарушений ПДД, о правилах общения с участниками дорожного движения, о том, как должно производиться наблюдение за дорожным движением, и о том, в каких случаях сотрудники имеют право остановить автомобиль и даже вскрыть его, о правилах оформления ДТП, а также о некоторых других важных для нас моментах.

Требования к внешнему виду сотрудников и их служебным авто

Как и прежде, надзор за участниками дорожного движения будет осуществляться сотрудниками полиции (Госавтоинспекции) в форменной одежде со световозвращающими элементами; сотрудники должны иметь при себе служебное удостоверение и нагрудный знак.

Про светлое время суток специально не оговаривается, но подчёркивается, что в тёмное время суток у сотрудника должен иметься жезл (световозвращающий или светящийся, или с красным сигналом).

Начальники региональных подразделений Госавтоинспекции могут поручать несение службы своим сотрудникам в штатской форме одежды, а сами сотрудники могут выполнять задачи на автомобилях без специальной раскраски (без цветографических схем).

Применение сотрудниками средств видеофиксации

Новый порядок устанавливает обязанность сотрудников фиксировать свои действия при помощи носимых видеорегистраторов и видеорегистраторов, устанавливаемых в автомобилях и на стационарных постах. Оговаривается также про наличие технической возможности к этому. Иными словами, свои действия сотрудник может не фиксировать, если соответствующее средство отсутствует (например, не выдавалось).

Новый порядок не запрещает производить фиксацию на имеющиеся у сотрудников технические средства: видеорегистраторы, видеокамеры, фотоаппараты с функцией видеозаписи. Про личные подобные устройства ничего не говорится, что, думается, не означает запрета на их применение.

Все действия, которые проводятся без участия понятых, - говорится в новом документе, - должны фиксироваться средствами видеофиксации в обязательном порядке.

Общение с гражданами

Порядок обязывает сотрудников при обращении к участникам движения называть свои должность, звание и фамилию, сообщать причину и цель обращения. По просьбе участника движения сотрудник обязан предъявить служебное удостоверение.

При обращении участника движения к сотруднику последний даёт необходимую информацию либо подсказывает, к кому следует обратиться за разъяснениями.

Новый порядок обращает наше внимание на то, что сотрудник обязан быть вежливым и тактичным, обращаясь на "Вы", при этом в общении избегать формулировок, позволяющих двояко понимать требования или замечания сотрудника.

Действия и высказывания дискриминационного характера, оскорбительные выражения и реплики запрещены.

Права и обязанности сотрудники, как и прежде, обязаны разъяснять участникам движения во всех случаях ограничения их прав и свобод (равно как обязаны разъяснять причину и основания применения соответствующих мер).

Наблюдение за дорожным движением

Эту функцию сотрудники могут осуществлять как визуально, так и с помощью специальных технических средств (работающих в автоматическом режиме или под контролем сотрудника). Теперь официально можно вести наблюдение за дорожным движением также и с помощью вертолётов, аэростатов, дирижаблей и беспилотников.

Сотрудникам разрешается размещать патрульный автомобиль так, чтобы он был виден участникам движения, но не запрещено и "прятать" его за естественными переломами рельефов местности или поворотами дороги. Правда, прятать "патрульку" разрешается только на аварийно-опасных участках дороги, на иных участках это запрещено.

При наблюдении с использованием "гражданских" автомобилей, сотрудники обязаны применять меры по фиксации нарушений ПДД, способствующих ДТП, с помощью технических средств. Выявляются таким способом факты опасного вождения, выезда на "встречку", превышения скорости, нарушения правил проезда перекрестков, пешеходных переходов и иные нарушения. О выявлении подобных фактов сообщается сотрудникам на патрульных авто с цветографическими схемами.

Вскрытие транспортного средства и проникновение в него

В новом порядке прописано право сотрудников осуществлять вскрытие авто и проникновение в него. Это допускается, например, для спасения жизни и здоровья граждан, для отстранения пьяного водителя от управления, для осмотра транспортного средства при наличии оснований считать, что в нём перевозятся запрещённые предметы и в других случаях (полный перечень оснований для таких действий тут).

Выявление случаев управления неисправным транспортным средством

Если сотрудником выявлено движение транспортного средства с неисправностями рабочей тормозной системой, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада, он имеет право требовать прекратить движение до устранения неисправности. В случаях с заведомыми неисправностями тормозной системы (кроме стояночного тормоза), рулевой системы или сцепного устройства (в составе поезда) водитель может быть отстранен от управления.

Полномочие на остановку транспортного средства и требование выйти из авто

Безусловное полномочие сотрудников останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом, прописано в Положении о Госавтоинспекции (подпункт "и" пункта 12).

Новый порядок лишь дублирует эту норму, ссылаясь также и на Закон о полиции (пункт 20 части 1 статьи 13 этого Закона), в котором уточнено, что остановка допускается, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, право остановить транспортное средство "для проверки документов" (а это документы, в том числе, на право управления и пользования авто, и на само авто) прописано во всех регламентирующих деятельность ГИБДД документах.

Поэтому, выяснение "причины остановки", на мой взгляд, лишено всякого смысла, да и требует лишних временных затрат (и, возможно, нервов). Хотя, обязанность сотрудника разъяснять причину новый порядок не исключает.

После остановки сотрудник обязан незамедлительно подойти к водителю и вправе потребовать переставить транспортное средство в более безопасное место.

Уточняется, что остановка возможна и в тёмное время суток, и в условиях недостаточной видимости - для этого могут использоваться специальные световые сигналы.

Порядок конкретизирует также, что остановка возможна, например, для проверки документов, удостоверяющих личность, не только у водителя, но и у пассажиров, если это допускается законом (пункт 2 части 1 статьи 13 Закона о полиции).

Документы на проверку принимаются без обложек, денежных средств и других предметов, а также без удерживающих устройств.

Если какие-то документы, предметы или вещи не требуются для выполнения сотрудником его функций, принимать их от участника движения сотруднику запрещено.

Пользоваться средствами связи участника движения также запрещается, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

Уточняется, что после остановки сотрудник имеет право требовать от водителя выйти из транспортного средства, если тот подлежит задержанию в качестве подозреваемого или административному задержаниюдоставлением в подразделение или без), либо если необходимо отстранить водителя от управления, задержать его авто, осуществить досмотр самого водителя, его вещей или транспортного средства (и груза), а также в случаях наличия оснований считать водителя находящимся в состоянии опьянения.

Во всех иных случаях сотрудник вправе лишь предложить водителю покинуть транспортное средство (например, для участия в оформлении документов, для осмотра транспортного средства).

В Порядке говорится также о том, что участник движения имеет право ознакомиться с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы (если документы и материалы не ограниченного распространения). Участник имеет право потребовать сообщить ему адрес и телефон дежурного (или дежурной части) подразделения сотрудника.

При возникновении конфликтной ситуации либо по требования участника движения сотрудник обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. О конфликтной ситуации сотрудник обязан доложить по месту службы для решения вопроса о выезде на место уполномоченного сотрудника.

Порядок действий по преследованию и принудительной остановке транспортного средства остался без существенных изменений.

Отмечается, что если осуществлена остановка транспортного средства, государственный учёт которого прекращён (это возможно, например, по заявлению прежнего собственника проданного авто), изымаются государственные регистрационные знаки и регистрационные документы, если они включены в розыскные учеты. При наличии информации о лишении водителя управления транспортными средствами изымается предъявленное водительское удостоверение.

Если 10 лет назад упоминание автомобилистом "административного регламента ГИБДД" при общении с сотрудниками Госавтоинспекции у последних вызвало чаще гнев и раздражение, а вопрос "какова причина...-2

Если водителем нарушен закон

При выявлении сотрудником признаков нарушения водителем закона (чаще всего, правил дорожного движения), сотрудник, как и прежде, вправе вынести постановление о назначении административного наказания на месте либо составить протокол об административном правонарушении, оформить другие материалы. При этом сотрудник обязан проверить имеющиеся в автоматизированных информационных системах и базах данных сведения о водителе и автомобиле (например, о наличии штрафов, о лишении права управления) по имеющимся каналам связи.

Порядок предписывает сотрудникам оформлять документы в патрульном автомобиле, на стационарном посту, в подразделении или ином месте, определенном руководителем сотрудников.

Что обязан выполнить сотрудник на месте ДТП с пострадавшими

Новый порядок уточняет действия сотрудников и, в частности, обязывает их возбудить дело о соответствующем административном правонарушении, принять меры к освидетельствованию водителей на состояние опьянения, осмотреть место ДТП с составлением протокола и схемы, провести фото- или видеосъемку обстановки на месте ДТП, опросить участников и свидетелей ДТП, а также - что важно - приобщить к делу имеющиеся фото- и видеоматериалы из установленных источников (например, от видеорегистраторов и наружных камер), зафиксировать и изъять вещественные доказательства.

При наличии данных о том, что пострадавшим причинен тяжкий вред здоровью или погибли люди, на место вызывается следственно-оперативная группа.

Более подробно про порядок расследования ДТП с пострадавшими написано в моей специальной публикации

При ДТП без пострадавших

Новый порядок уточняет, что если на месте ДТП установить факт административного правонарушения невозможно, то должно производиться административное расследование, то есть подробное выяснение всех обстоятельств, а также, при необходимости, должны назначаться экспертизы.

Также уточняется, что при невозможности оформить "европротокол" участникам предлагается проследовать для оформления ДТП на ближайший стационарный пост или в подразделение, предварительно зафиксировав обстановку на месте ДТП, и составив, по возможности, схему. Направление сотрудников на место такого ДТП при этом не исключается.

Если в силу сложившихся обстоятельств у сотрудников, выехавших на место ДТП, оформить его незамедлительно нет возможности, оно может быть оформлено в течение 24 часов с момента события.

Копии материалов о ДТП вносятся в информационную систему учета ДТП.

Участник движения вправе обратиться к сотруднику подразделения с просьбой о содействии в транспортировке поврежденного транспортного средства.

Заключение

Итак, я отразил наиболее важные, на мой взгляд, положения нового Порядка надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства о БДД. Надеюсь, что мой обзор поможет вам сложить общее представление о деятельности сотрудников Госавтоинспекции, об их полномочиях, ваших правах и обязанностях как участников дорожного движения, дабы избежать в будущем недопонимания или конфликтных ситуаций.

Если я не отразил какие-то моменты, которые, на ваш взгляд, отразить следовало бы, напишите об этом в комментариях - я постараюсь раскрыть эти моменты там.

Я и дальше буду публиковать статьи про нюансы законодательства для автомобилистов, поэтому не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые полезные публикации. Если интересует конкретная тема - пишите запрос в комментариях.

Если 10 лет назад упоминание автомобилистом "административного регламента ГИБДД" при общении с сотрудниками Госавтоинспекции у последних вызвало чаще гнев и раздражение, а вопрос "какова причина...-3

Ставьте палец вверх и до скорого