"Мы же знаем, где мозги у мужчины"
Неожиданная фразочка для фильма конца 30-х годов, неправда ли? А ведь годы идут, но ничего не меняется - мозги у сильного пола и ныне там. А фильм, про который идет речь, называется "Женщины" (1939), и в нем мы не увидим ни одного мужчины.
Сюжет картины банален. Одной даме из высшего света муж изменяет с продавщицей парфюмерного магазина. Об этой измене от своей маникюрши узнает главная сплетница Нью-Йорка Сильвия Фауллер. И тут же спешит донести горяченькую новость до всех окружающих, несмотря на то, что изменщик является мужем ее подруги Мэри Хэйнс. Неприятная весть, конечно, дойдет и до самой Мэри, которой предстоит сложный выбор терпеть измены мужа или развестись и без боя отдать супруга любовнице.
Первоначально на главную роль в "Женщинах" планировали взять Клодетт Кольбер. Но что-то не срослось, и вот переговоры об участии в фильме уже ведут Норма Ширер и Кэрол Ломбард. Ломбард в картину не взяли, а Ширер отдали роль Мэри. Ее соперницу, продавщицу парфюмерного магазина, Кристалл Ален исполнила Джоан Кроуфорд. Сильвию Фауллер сыграла Розалинд Расселл. Из громких имен того времени в фильме можно увидеть одну из главных претенденток на роль Скарлетт в "Унесенных ветром" Полетт Годдар и сестру Оливии де Хэвилленд Джоан Фонтейн. Всего в фильме сыграло 130 женщин. О мужчинах же только разговоры, ни голоса за кадром, ни даже фото, это чисто женский мир.
В фильме принимали участие 3 главных на тот момент звезды MGM Ширер, Кроуфорд и Расселл. Нужно было найти режиссера, который без склок и обид, справился бы с этими дамами. Как раз за месяц до начала съемок из "Унесенных ветром" был уволен Джордж Кьюкор. Кьюкора называли "женским режиссером", не зря же актрисы "Унесенных ..." так горевали после его увольнения. Наверное, на тот момент в Голливуде не нашлось никого, кто лучше бы справился с актерским составом "Женщин".
Вот один из примеров того, что делал Кьюкор, чтобы не задеть самолюбие звездных дам. Когда наступала пора выходить на съемочную площадку, в гримерки к ведущим актрисам стучались одновременно или кричали "Дамы, готово" так, чтобы это было слышно всем. Эта система дала сбой всего лишь раз, кто-то из актрис все же обиделся и долго не выходил из своей гримерки.
Но все же с непростым характером некоторых актрис не под силу было справиться даже Кьюкору. Норма Ширер и Джоан Кроуфорд часто соперничали за роли, и предпочтение в большинстве случаев отдавали Ширер, возможно еще и потому, что ее муж возглавлял производство в MGM. Поэтому теплых чувств к Норме Джоан точно не испытывала. Кроуфорд получила прозвище "кассовый яд" ( фильмы с участием актрисы проваливались в прокате), и чтобы реабилитировать свою карьеру, ей пришлось согласиться сыграть с неприятной ей Ширер. Но сдерживаться Кроуфорд удавалось с трудом. Как-то Джоан принесла на съёмочную площадку свое вязание, и когда ей нужно было подавать закадровые реплики во время съемок Ширер крупным планом, начала громко стучать спицами, да еще и не смотрела Норме в глаза. Ширер потребовала у Кьюкора, чтобы тот отправил Кроуфорд домой. Режиссер так и сделал, а позже настоял, чтобы Джоан извинилась. Кроуфорд сначала отказывалась, а потом одумалась и прислала Норме телеграмму с извинениями.
Одевать дам проекта поручили Адриану, который по сей день входит в список самых влиятельных художников по костюмам. Андриан разработал 237 платьев для актрис "Женщин". Для сцены драки на ранчо понадобилось сшить 5 идентичных сцен гардероба.
Для каждой из центральных героинь фильма дизайнер придумал свой образ. Спокойная, рассудительная Мэри одевалась в белоснежные блузы и платья. Циничная разлучница Кристал предпочитала яркие, гламурные, местами вызывающие наряды. А сплетницу Сильвию Адриан одел в платья с широкими плечами и экстравагантные шляпки. "Женщины" - черно-белый фильм. Но где-то в середине картины зритель наблюдает шестиминутный показ мод, снятый в цвете. Платья на этом показе также были созданы Адрианом. Я не понимаю зачем эта нужна была эта вставка, типа реклама коллекции дизайнера. Возможно зрительницам тех лет этот показ мод и был интересен, но сейчас смотреть его скучно, тем более учитывая, сколько времени он занимает. Кьюкор также был против этой сцены, но продюсеры к нему не прислушались.
Героини этой истории все как одна едут разводиться в Рино. Почему же именно туда? Дело в том, что штат Невада в 1927 году принял закон, по которому пара может развестись после 6 недель отдельного проживания друг от друга, вместо 6 месяцев, как было положено в других штатах. В Рино многие гостиницы, частные дома и даже ранчо свой главный доход имели с обслуживания именно разводящихся клиентов. Фраза "Я еду в Рино" в то время воспринималась как другой способ сообщить о крахе своего брака. После 1970 года и другие штаты начали принимать законы, смягчающие требования к разводу, и бракоразводный бизнес в городе постепенно умер.
"Женщины" имели успех в прокате и были названы одним из лучших фильмов 1939 года. В 1956 году был снят музыкальный ремейк под названием "Противоположный пол". В 60-е годы планировалось переделать "Женщин" под чисто мужскую историю, но дальше задумки дело не пошло. В 2008 году вышел одноименный ремейк с участием Мег Райан, Евы Мендес, Аннет Бенгинг, Джады Пинкетт Смит, Бетт Мидлер и Дебры Мессинг.
Фильм забавный, что уж тут сказать. Остроумные диалоги, чисто женский сарказм, и сплетни, сплетни, сплетни - - все это придает особое очарование картине. Героиня Нормы Ширер скучна в своей правильности, героиня Джоан Кроуфорд - обычная стерва, реальным бриллиантов "Женщин" является Сильвия Фауллер, великолепно сыгранная Розалинд Расселл. Вот кому нельзя доверить не единого секрета, вот кто не может пропустить ни одной сплетни и тут же поведает их всему городу. Сильвия настолько увлечена чужой жизнью, что не замечает проблем в своей и с удивлением обнаруживает, что уже и ей самой пора ехать в Рино.
Скорее всего, реалии того времени многим покажутся неприемлемыми. Бороться за неверного мужа - а оно нам надо? Да и муж Мэри в фильме не кажется желанной добычей. Телок, которого куда потянут, туда он и идет. По отношению к жене поступал как подлец, зато с любовницей пытался быть благородным. Но не будем сильно придираться, ведь "Женщины" - всего лишь отличная сатира на нравы высшего общества, а не энциклопедия человеческих отношений.