Найти в Дзене

Загадки «Музея стекла»: 7 коротких историй о шедеврах Алексея Зеля, представленных в Калуге

Про каждое произведение моего отца, Народного художника России Алексея Зеля, я бы могла рассказать вам отдельную историю. Для этой статьи я отобрала семь, на мой взгляд, наиболее любопытных. Уверена, прочитав их перед посещением выставки, вам будет интереснее рассматривать нашу коллекцию. «Паук в паутине» («Бабье лето», 1985 г) В 1982 году Алексея Зеля пригласили на завод «Хроматрон». Под прикрытием одного из цехов, для уникального кварцедува-самоучки оборудовали мастерскую. В ней он создавал бесценные сувениры, которые «уходили» на подарки в ЦК КПСС, президентам и видным деятелям других стран. По договоренности с руководством предприятия, в качестве подношений художник в основном делал хрустальные корзины и корабли. Однако, бывали случаи, когда у начальства «горели сроки» и мастеру приходилось отдавать что-то из работ, сделанных для себя. Так, осенью 1984-го, вернувшись из отпуска, Алексей узнал, что его срочно разыскивали – требовался презент к дню рождения первого секретаря Московск

Про каждое произведение моего отца, Народного художника России Алексея Зеля, я бы могла рассказать вам отдельную историю. Для этой статьи я отобрала семь, на мой взгляд, наиболее любопытных. Уверена, прочитав их перед посещением выставки, вам будет интереснее рассматривать нашу коллекцию.

«Паук в паутине» («Бабье лето», 1985 г)

В 1982 году Алексея Зеля пригласили на завод «Хроматрон». Под прикрытием одного из цехов, для уникального кварцедува-самоучки оборудовали мастерскую. В ней он создавал бесценные сувениры, которые «уходили» на подарки в ЦК КПСС, президентам и видным деятелям других стран.

По договоренности с руководством предприятия, в качестве подношений художник в основном делал хрустальные корзины и корабли. Однако, бывали случаи, когда у начальства «горели сроки» и мастеру приходилось отдавать что-то из работ, сделанных для себя.

Так, осенью 1984-го, вернувшись из отпуска, Алексей узнал, что его срочно разыскивали – требовался презент к дню рождения первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина.

Собрать очередной парусник он не успевал, а на руках была только незаконченная композиция по мотивам русского поля: ромашки, травки, колоски, бабочки и стрекозы... Для нее Алексей Зеля впервые вытянул из стекла тончайшую паутину с паучком в центре.

Начальство дало добро: «Пойдет! Отдадим эту». А когда за готовым изделием приехали «ребята в серых костюмах», то пришли в ужас. В пауке, сидящем в центре паутины, они увидели прозрачный намек и политический подтекст.

«Паутину убрать!», - потребовали они. Времени на переделку не оставалось, поэтому Алексей взял обычные кусачки и вырезал ее вручную.

Корзина «Бабье лето», 1985 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
Корзина «Бабье лето», 1985 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Через год он пристроил «гришинскую паутину» (как он ее потом окрестил) в корзину «Бабье лето», которую забрал в личную коллекцию.

Корабль как у Черненко («Фрегат», 1984 г)

Как сложилась судьба стеклянного творения из предыдущей истории нам не известно. Зато мы точно знаем, что другое произведение Алексея Зеля – хрустальный фрегат – добрался до получателя в целости и сохранности.

На выставке в Калуге вы увидите его авторскую копию – оба корабля собирались вместе параллельно. Один фрегат мастер делал на заказ, второй - в личную коллекцию.

«Фрегат», 1984 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
«Фрегат», 1984 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Парусник снова заказали для Гришина. С ним он поехал поздравлять Черненко с успешными выборами в Верховный Совет. И поздравления и корабль показывали по всесоюзному телевидению в программе «Время». Съемки проходили в больнице, незадолго до смерти лидера партии.

В.Гришин дарит К.Черненко «Фрегат», кадр из программы «Время», 1985 г.
В.Гришин дарит К.Черненко «Фрегат», кадр из программы «Время», 1985 г.

Единственный автопортрет («Прикосновение», 1986 г)

В свободное от правительственных заказов время художнику разрешалось творить для себя. Эти дни Алексей Зеля тратил на пополнение личной коллекции для текущих и будущих выставок.

Отрываясь от приевшихся парусников и корзинок, он создавал вещи любимой природной тематики. В «Музее стекла» этот период представлен работами: «Хризантемы», «Нарциссы», «Шиповник», «Лиса и виноград», «Икебана», «Страусы Нанду», сосуды «Весна» и «Восточный», «Воришки».

Одна из композиций тех лет - «Прикосновение» - была особенно дорога автору. Это очень личное произведение, в нем единственном Алексей Зеля изобразил сам себя.

«Прикосновение», фрагмент. 1986 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
«Прикосновение», фрагмент. 1986 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

«Прикосновение» - это скульптура-воспоминание о детстве автора. В зимнем парке, где деревья такие большие, маленький Алеша знакомится с местными обитателями. Любопытные вороны следят за мальчиком, а тот, опустившись на колени, не дыша, протягивает белочке угощение. Фигурка ребенка расположена у края композиции – так автор дает понять, что это самое первое робкое прикосновение к зимней природе.

Подарок супруге («Корзина с птенцом», 1987 г)

Корзинку Алексея Зеля получила самая влиятельная женщины планеты тех лет – Маргарет Тэтчер, первая красавица (и первая леди) Филиппин – Имельда Маркос. А самой главной, самой красивой женщиной для Алексея Зеля была его супруга Ольга.

В 1987 году он преподнес своей любимой на день рождения «Корзину с птенцом». Художник не мог оставить подругу жизни без хрустальной корзинки! Но сделал ее совсем по-другому, не так, как для высокопоставленных дам, а в своем любимом природном стиле. Даже основа у нее не симметрично декоративная, а простое деревенское лукошко.

«Корзина с птенцом», 1987 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
«Корзина с птенцом», 1987 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Алексей познакомился с Ольгой во время учебы на биофаке МГУ, девушка полностью разделяла его любовь к природе, животному и растительному миру, как и он увлекалась туризмом. Все, что было близко Алексею, в той же мере дорого и Ольге.

Поэтому увидев «свою» корзиночку, Ольга засветилась от счастья. И птенчик, и бабочки, и цветущая вишневая ветка – все это пришлось ей по сердцу, а от совершенства и гармонии стеклянного шедевра перехватывало дух.

Ольга пересчитала цветочки и воскликнула: «их 29!» Подарок оказался с секретом, ведь ее день рождения - 29 декабря. Художник лишь улыбался - быстро же его подруга разгадала скрытую в композиции загадку.

Ограбление в Белом Доме (серия «Пасхальные яйца»)

Свои самые удачные работы Алексей Зеля преподносил любимой супруге. Уже в зрелом возрасте, общаясь с поклонниками на выставках, шутил: «И развестись не могу, ведь половина коллекции принадлежит жене!». Ольгу это забавляло - сложно было представить, что между ними, неразлучными всегда и везде, когда-нибудь возникнет размолвка.

Когда художник придумал технологию создания стеклянного пасхального яйца с фигуркой внутри и сделал несколько штук – самое красивое подарил жене. Выглядело оно так: в яйце находилась ветка заснеженной грозди рябины, а сверху сидел снегирь.

Мастер сделал всего 6 пасхальных яиц: одно подарил на день рождения сестре, пять – в собственную коллекцию. В 1991-м году на выставке в «Белом Доме» (Дом правительства в Москве) одно украли из витрины. Похитители выбрали самое лучшее – то самое, что принадлежало Ольге, со снегирем.

Серия «Пасхальные яйца» Алексея Зеля
Серия «Пасхальные яйца» Алексея Зеля

Писали заявление о пропаже. «Органы» предприняли какое-то вялое расследование, которое ни к чему не привело, кроме обвинений в наш собственный адрес. Времена были смутные, буквально через месяц как выставка покинула «Белый дом», началась его осада и разграбление. Так что можно сказать, отделались «малой кровью».

Оставшиеся четыре из шести пасхальных яиц вы увидите в «Музее стекла». Несмотря на то, что у художника имелось множество проработанных эскизов с идеями для воплощения, расширения серия не получила. Причина чисто техническая – вскоре Алексей Зеля был вынужден перебраться из арендуемой на заводе мастерской в собственную, а индивидуальное кварцедувное оборудование не давало необходимой для выплавки яиц «заводской» мощности.

Загадка «Аллеи Анны Керн»

Эту работу из «Пушкинской серии» часто называют визитной карточкой Алексея Зеля. Его «Аллея Анны Керн» настолько популярна, что даже снималась в фильме «Барышня-крестьянка».

В чем секрет данного шедевра? Алексей Зеля любил повторять, что за своими работами он всегда видит больше, чем зрители. Когда создается художественный образ, он состоит из множества деталей и подробностей, а затем, в процессе материального воплощения, все лишнее отсекается и остается лишь главное – центральный эпизод.

«Аллея Анны Керн», 1987 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
«Аллея Анны Керн», 1987 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Уникальность «Аллеи Керн» заключается в том, что не только сам художник, но и посетители выставок видят в ней больше, чем является перед глазами. Вспоминая эту вещь люди рассказывают, что видели на скамейке Пушкина с Анной, кто-то уверен, что барышня одна прогуливалась по парку, другие говорят, нет, на скамейке сидел только один печальный поэт.

Поклонники творчества Алексея Зеля, не раз бывавшие на его выставках, убеждены: раньше в композиции присутствовали герои любовной истории, а сейчас только пустая скамейка. Путаница усугубляется еще и тем, что в 1994 году кварцедув создал авторскую копию «Аллеи», которая сейчас находится на экспозиции в Егорьевском историко-художественным музее.

-9

Узнав о существовании копии, почитатели творчества мастера, твердо убеждены - раз у этой «Аллеи» нет персонажей, значит, они видели ту, вторую, а там-то они точно есть! Самое забавное, что в этом вопросе с ними солидарны и музейные смотрители обоих выставок.

Мы так давно и часто слышим про эти «видения», что стали сомневаться – а что если Анна и Александр изредка спускаются с небес чтобы прогуляться под сенью хрустальных дерев?

Портрет Пушкина («Золотой петушок», 1991 г)

Если вам не явился призрак Александра Сергеевича на «Аллее Керн», вы найдете его фигурку на другом произведении пушкинского цикла: «Золотом петушке». Поэт расположен на переднем плане, слева от входа во дворец, в синем кафтане.

«Золотой петушок», фрагмент. 1991 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
«Золотой петушок», фрагмент. 1991 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

И в этой истории, как и в предыдущей, присутствует мистика – ведь Алексей Зеля не планировал делать Пушкина, фигурка получилась сама собой.

Порядок работы с кварцевым стеклом таков, что сначала мастер изготавливает составные элементы, а потом объединяет в единую композицию. Процесс это долгий и может занимать несколько месяцев.

Человечков к «Золотому петушку» автор заготовил сильно заранее. Ему всегда хотелось внедрить в очередное изделие свои новые наработки, и для персонажей он выплавил кафтаны разных оттенков (результат многолетних опытов по варке цветного стекла). Увлеченный одеждой, он и не думал ни о каком внешнем сходстве, и только когда стал расставлять фигурки вокруг замка, заметил, что одна получилась очень похожей на Пушкина.

В подобные совпадения мастер не верил, в его жизни происходило много мистического. На выставках, подводя экскурсию к своему творению, он так и говорил – а вот здесь у меня сам Александр Сергеевич.

«Золотой петушок» в «Музее стекла Алексея Зеля»
«Золотой петушок» в «Музее стекла Алексея Зеля»

Рассматривая петушка, обратите внимание на его золотое оперение. Сейчас в нашей коллекции осталась всего лишь одна единственная работа Алексея Зеля с использованием напыления «под золото».

---

Хотите узнать больше про экспонаты калужского «Музея стекла Алексея Зеля»? О некоторых я писала здесь:

---

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!