Решила я тут, значит, по прошествии н-го количества лет перечитать шедевр нашего любимого Льва Николаевича, прародителя толстовок и толстовцев. Войну и мир, то есть. Время как нельзя более подходящее, как раз. Хотя, казалось бы, когда оно не подходило-то, всегда в тему данное произведение русскому человеку.
Надо сказать, что предыдущий опыт моего знакомства с гением Толстого приходился на задорные школьные годы, когда я в принципе в жизни мало что понимала. Нельзя, конечно, сказать, что с тех пор я как-то особенно продвинулась в этом направлении, но все же годы прошли, опыта прибавилось, хотя в целом жизнь меня вроде щадила.
Короче говоря, в детстве, помнится, я обожала всех, кому симпатизировал автор. Андрей Болконский – красавец, толковый, деловой, рассудительный. Не мужчина, а мечта просто. Пьер - ну да толстоват и неуклюж (роняет все, как котик, мило же), так и не внешность главное, зато добр душой, всегда в возвышенных думах и поисках вечного. Маша – внешность не главное, мы уже усвоили, зато глаза лучистые, зато само смирение и покорность воле Божьей. Ну а Наташа – вообще прелесть! Веселая, страстная, жизнерадостная! Пишет с ошибками, правда. А с другой стороны, зачем эпистолярные эти мероприятия? Приезжай да женись: не будь, как князь Андрей, в общем.
Смущало меня немного, что в итоге Наташа из Ростовой сделалась Безуховой. Как же так, думала я, ведь такая была девчонка, хотела эмоций, любви, а вышла за этого рохлю и радуется. Разве так бывает?
Тогда мне было невдомёк, что так оно в основном и бывает. Найти своих и успокоиться, как говорится.
В общем, бережно храня свои детские впечатления, я приступила к чтению. Приступила с воодушевлением, потому что за прошедшие много лет успела уже изучить французский до той степени, чтобы читать весь текст романа сплошняком и не метаться к раздражающим сноскам.
Однако воодушевление мое вскоре переросло в недоумение. Оказалось, что любимые ранее герои вызывают теперь смешанные, а то и вовсе негативные чувства. В Андрее Болконском, например, честолюбие периодически приобретает вполне себе нарциссические черты, что, впрочем, неудивительно, если вспомнить характер его отца. Пьер глуп и развратен, несмотря на все духовные устремления, не умеет противостоять искушениям. Милая девочка Наташа во втором томе демонстрирует непоследовательность, ветреность, излишнюю, может быть, страстность.
Откуда же всё это взялось в явно положительных героях, которым по закону жанра в конце книги даруется счастье (читать: покой)? Или Лев Николаевич не видел этих неприглядных черт в своих любимцах?
В поисках утраченного времени ответов на эти вопросы я приступила к биографии Льва Николаевича, и знаете что? Всё встало на свои места.
Например, оказалось, что по задумке автора старый князь Болконский символизирует дедушку самого Льва Николаевича, Николай Ростов – отца, а Мария Болконская – это волшебный и возвышенный образ матери, которую маленький Лёва потерял, когда ему не было и двух лет. Девичья фамилия матери была, заметьте, Волконская.
Но это далеко не самое интересное, что мне удалось выяснить, так что продолжение следует😊