Сергей Рахманинов – истинно русский композитор, во время первой волны эмиграции покинувший Родину навсегда. За рубежом он продолжал писать музыку, его произведения исполнялись в лучших камерных залах Европы. Великое творчество позволило прославленному автору жить обеспеченно, с уверенностью смотреть в будущее, не бояться профессионального забвения. Однако душа его не была спокойна и гармонична, так как он страдал от разлуки с близкими людьми, родной страной.
Биография
С.В. Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 г. в селе Семеново Новгородской губернии. Родители его были потомственными дворянами. Абсолютный музыкальный слух достался будущему композитору, пианисту и дирижеру по наследству.
Родословная такова: родной дед Аркадий Александрович Рахманинов был известным музыкантом, отец Василий Аркадьевич тоже имел способности к искусству. Первые уроки сыну преподала его мать Любовь Петровна Рахманинова, в девичестве - Бутакова, которая, как это было принято в дворянских семьях, с легкостью и увлечением музицировала. Сергей проявлял большой интерес к сочинению и исполнению пьес на фортепиано, поэтому родители для занятий с ребенком пригласили в дом учительницу музыки.
В девятилетнем возрасте С.В. Рахманинов поступил в консерваторию Санкт- Петербурга. На выходные его забирала бабушка Софья Александровна Бутакова, которая также была его крестной. Они вместе ходили в церковь, молились, слушали, как поет в храме хор. Софья Александровна сама знала много старинных песен и знакомила с ними крестника. Внук любил бабушку и спустя годы думал о ее доброте и заботе. Память сохранила все: звук пастушеской свирели в поселке, встречу с гусляром Т. Рябининым и многое другое, дорогое сердцу.
Через некоторое время отец и мать, считающие учебу на младшем отделении недостаточной, перевели Сергея в частный пансион профессора Московской консерватории Н.С. Зверева. Спустя 4 года Рахманинов покинул учебное заведение по собственному желанию из-за конфликта с учителем. Через некоторое время его музыкальное образование было продолжено непосредственно в Московской консерватории, которую он благополучно окончил в 1892 г., получив золотую медаль. Еще во время учебы Сергей Рахманинов создал несколько замечательных произведений:
· Первый фортепианный концерт,
· пьесы-фантазии для фортепиано,
· опера «Алеко».
Далее он активно занимался преподавательской деятельностью, дирижировал в московской частной опере. Он пользовался успехом. Однако в 1897 г. во время премьеры «Первой симфонии» молодой композитор потерпел фиаско. Трудно сказать, что явилось причиной провала: недостаток дирижерской координации или неверная подача материала, но факт остается фактом: слушатели не поняли идею произведения и остались в недоумении вместо ожидаемого восторга. Не заставили себя ждать и отрицательные отзывы в прессе.
Рахманинов был очень расстроен, разуверился в собственных силах, перестал писать. Депрессия длилась несколько лет. Вернуть его к творческой жизни удалось только врачу-гипнотизеру. В 1901 году Сергей Васильевич создал Второй фортепианный концерт – так началась новая история в карьере композитора. Он стал дирижировать в Московском Большом театре и выступать на концертах кружка любителей музыки в качестве пианиста. Спустя 5 лет С.В. Рахманинов отправился за границу: сначала в путешествие, а затем и на гастроли. Он вновь был успешен, полон идей и сил.
Взгляды
Февральская революция 1917 г. была им принята, он даже выступал в Петрограде на концерте в одном из городских залов. Рахманинов думал, что изменения приведут к лучшему. Однако вскоре его мнение о происходящих событиях изменилось. Он уехал в Швецию с женой, дочерями, получив предложение исполнить свой знаменитый Второй концерт в Копенгагене, и остался за границей. В ноябре 1918 г. он уже был в Америке, где и прожил до самой смерти. Сергей Рахманинов много работал, гастролировал, в основном как пианист. Вдохновение для создания музыкальных пьес не приходило. Так длилось более 10 лет. Творческий кризис был связан с ностальгией. До революции им было написано более 90 произведений, за годы эмиграции – 6, из них 4 пьесы были начаты еще на родине. Он не мыслил себя и своей музыки без страны, в которой он вырос, получил образование и достиг славы. Рахманинов не писал по заказу, он видел в произведениях собственный характер, истинно русскую натуру.
Живя за границей, Сергей Васильевич старался избегать вопросов о политике, он не хотел их обсуждать, знал, что от его резких высказываний в отношении российского строя могут пострадать мать и брат, оставшиеся на родине. Тем не менее, даже его дипломатическое поведение не избавило Рахманинова С.В. от гонений: его объявили в России врагом.
Патриотизм
Великий композитор любил Россию. Несмотря на то, что он эмигрировал, его сердце и душа были полны заботой о Родине, людях искусства. Помогать землякам он начал почти сразу, как только рассчитался с долгами, живя в Европе. В начале 20-х годов он каждый месяц отправлял 20-30 посылок с продуктами, адресованных конкретным личностям – пианистам, композиторам, режиссерам.
Стремление улучшить жизнь других была у С.В. Рахманинова всегда. До революции он много средств расходовал на развитие поместья Ивановка Тамбовской губернии. Это родовое имение его супруги Варвары Сатиной. Сергей Васильевич был прогрессивным помещиком:
· построил в деревне школу,
· профинансировал возведение животноводческой фермы,
· отремонтировал конный двор,
· закупил современную технику,
· привез для разведения новые породы домашнего скота,
· отдал в дар крестьянам 209 десятин земли.
Крестьяне уважали, ценили и любили своего хозяина, потому что видели от него только внимание и заботу.
За границей Сергей Васильевич достиг славы, но так и не стал своим. Он предпочитал общаться с русскими эмигрантами, а не с иностранцами. Знаменитый композитор активно занимался благотворительностью, расходуя на это около 30% своего дохода. Причем, он никогда не афишировал меценатство. О масштабах выделяемых средств знали немногие, только те, кто непосредственно вел его финансовые дела.
Уехав за рубеж, Сергей Рахманинов постоянно интересовался событиями в СССР, жизнью людей, их достижениями, бедами и чаяниями, он всегда старался подставить плечо в трудной ситуации. Во время Великой Отечественной войны композитор продолжал материально помогать Родине, перечисляя гонорары на усиление мощи армии.
Также у него за границей были личные стипендиаты, он оплачивал их обучение, в его бюджет входила статья расходов на помощь бедствующим русским эмигрантам. Боль другого человека он воспринимал, как свою.
Когда в 1943 г. не стало великого русского композитора, пианиста С.В. Рахманинова, то не только семья, но и многие люди оплакивали его уход. Он столько сделал для Родины, близких и далеких людей, коллег, столько написал замечательных произведений, что имя его живет в веках.
Сохранение памяти нужно всем. Чем больше известно информации о предыдущих поколениях, тем легче потомкам понимать самих себя, свои поступки и желания. Сейчас многие семьи ведут активные поиски сведений в архивах, музеях, библиотеках, изучают семейное древо, создают удобные форматы генеалогического древа, заводят страницы памяти предков. Изучать собственную родословную — это благодарное и актуальное дело, которое лучше не откладывать. Старинные документы и фотографии ветшают со временем, а хочется, чтобы их увидели и следующие поколения. Электронные образы записей метрических книг, свидетельств о рождении, карточек воинского учета, цифровые памятники помогут сохранить историю семьи.