Найти тему
Ирина Минкина

Про «уважать выбор каждого»

По итогам моего предыдущего текста - того самого, про девушку-медика, посчитавшую тяжелораненого бойца недостойным народной помощи (мол, это же ЕГО выбор был) - в комментариях разгорелась достаточно большая (и важная, на мой взгляд) дискуссия. Что ожидаемо, в общем-то. Ниже - обобщу всё то, что имею сказать по поводу возникших обсуждений.

Прежде всего, несколько слов о том, что «любой выбор любого человека нужно уважать». Не согласна. Вернее, так: любой человек должен иметь право сделать любой выбор. Но - со всеми из этого выбора вытекающими последствиями. Да, каждый может стать предателем. Может? Может. И это всё равно, как ни подстраивай законодательство и ни подверчивай гайки, будет в конечном итоге выбор каждого. Однако, сделав такой выбор (стать предателем), человек должен отдавать себе отчёт в том, что с момента этого выбора никто за его жизнь не даст и ломаного гроша. Что, став предателем в своем обществе, он автоматически становится врагом для вчерашних друзей. И это - те самые неизбежные последствия его собственного выбора. Требовать к себе уважения только на том основании, что этот выбор человек сделал сознательно, - ну это так себе требование. В законе, к слову, осознание своего преступления является отягчающим обстоятельством. Тот факт, что человек осознает, ЧТО он делает, даёт право окружающим требовать с этого человека по полной за его дела.

Так что тезис про «это сознательный выбор девушки-врача, и этот выбор мы должны уважать», - тезис ложный, на мой взгляд. Не всякое действие можно и нужно уважать. Но за всякое действие нужно нести ответственность. И, кстати говоря, обвинять бойца в том, что он не несет ответственности за свой выбор, - это тоже ложный тезис. Тяжелое ранение и тяжелая жизнь после этого ранения - такая ответственность за свои действия мало кому снилась. Да и вообще: она мало кому по плечу, такого уровня ответственность… И как-то даже странно ставить на один уровень ТАКУЮ ответственность - и нежную психику молодого медика, который, видите ли, не заслуживает критики в свой адрес, а посему этой критики быть не должно.

И если уж углубляться в этот вопрос, про «это выбор каждого», то на самом деле такое утверждение - признак крайнего индивидуализма. Это признак того, что общество разрозненно и каждый в этом обществе стремится к тезису «я сам за себя». Но всё дело в том, что такое работает только тогда, когда человек находится в сильной позиции - молодой, здоровый, богатый, обладающий властью. Когда что-то из этого начинает провисать (а оно рано или поздно обязательно провиснет в жизни, что-то из этого), то человек оказывается в уязвимой позиции. И тогда что получается? Всё? Его, этого человека, нужно выкинуть на помойку? Ведь жизнь человека - это и так в большинстве случаев как раз пресловутый, приписанный ему «это ваш выбор», на который можно списать какое угодно обстоятельство, обосновывая этим нежелание помочь. В конце концов, не хотите - не живите, скиньтесь с крыши. Так, что ли, получается?

На этом про «уважать выбор» у меня всё. Осталось только сказать несколько слов про помощь тому самому тяжелораненому бойцу. Я была приятно удивлена, что среди моих подписчиков нашлись люди, готовые ему помочь. Для меня каждый такой человек стОит миллиона тех, кто пройдёт мимо, или отвернётся, или скажет «ну это его выбор». В моей пирамиде ценностей это так. На самом деле, я не знаю имени этого бойца. И сборов от своего имени я, конечно же, никаких открывать не буду. Но! Если действительно есть такие подписчики, кто готов хоть сколько-то помочь этому бойцу, я могу попытаться выяснить, кто он и что это был за домовой чат. Напишите мне в личный ТГ, и вместе мы, я надеюсь, сможем выяснить это и как-то адресно помочь нашему воину.

И напоследок: тем, кто говорит «а где же наше государство и почему мы должны скидываться», немножко поясню. Боец лежит в госпитале и получает всю необходимую помощь. Инициатива помочь ему с сиделкой в режиме 24/7 исходила от неравнодушных волонтеров. От тех, кто видел его состояние, а также от тех, кто знаком с его личной ситуацией. К сожалению (к великому моему сожалению) к каждому нашему раненому бойцу невозможно приставить сиделку в режиме 24/7. Однако в тех случаях, когда невозможно сделать что-то системно, любой человек может помочь адресно. Потому что система состоит из людей в том числе. И если человек отмораживается от системы, то он фактически делает эту систему своими собственными руками более уязвимой. В этом смысле совершенно верно написал однажды Захар Прилепин: когда кто-то говорит про сильную армию, он должен понять простую вещь. Армию не производят на заводских конвейерах. Вот сколько жены и матери выставили мужиков для защиты Родины, такая у нас и армия. И отмораживаться в данном случае от этих мужиков, открещиваться от них любыми аргументами - разговорами про их выбор ли, упованиями на всемогущую систему ли - это такой поступок, который, на мой взгляд, никак не пройдёт мимо личной кармы и личного жизненного пути каждого. И еще непонятно, в какой такой последующий тупик, в какое такое последующее «ну за что это мне всё» повернётся жизнь прошедшего мимо солдатского горя человека….