После неудачного первого, 1695 года, Азовского похода Петр принял твердое решение построить на Дону для обеспечения поддержки штурмующих Азов войск с моря верфь. В период с 1696-го по 1725 год в одном лишь Воронеже спустили на воду 122 корабля, а на входивших в состав Воронежского адмиралтейства верфях, расположенных в окружающих город небольших городах и селах, еще почти столько же! Сам Петр с 1696-го по 1722 год приезжал в Воронеж не менее семнадцати раз. В первый свой приезд царь остановился в деревянном доме подьячего Игната Моторина на углу Большой Стрелецкой и Успенской (с 1918 года — Софьи Перовской) улиц. Очень хочется, чтобы когда‑нибудь воронежцы восстановили этот дом подобно тому, как семьдесят лет назад они возродили один из первых в России памятников Великому Петру.
Памятник этот работы скульптора Антона Шварца и архитектора Давида Гримма (этот же тандем создал, например, Колонну Славы на Измайловском проспекте в Петербурге) и воронежского городского архитектора Александра Кюи открыли на главной улице Воронежа, Большой Дворянской (ныне — проспект Революции), 30 августа 1868 года. А отлитый заново после войны памятник Петру вновь был открыт 10 января 1956 года.
Сегодня император указывает правой рукой на одну из архитектурных доминант Воронежа — воздвигнутое в стиле «сталинский ампир» в 1929 – 1932 годах и увенчанное 70‑метровой башней здание управления Юго-Восточной железной дороги. До революции же в этом квартале Большой Дворянской располагались административные учреждения, включая губернское казначейство и городскую тюрьму. Что и дало основание двадцатилетнему Владимиру Гиляровскому, будущему знаменитому бытописателю Москвы «дяде Гиляю», а тогда актеру местного провинциального театра, разродиться эпиграммой:
Смотрите, русское дворянство,
Петр Первый и по смерти строг —
Глядит на интендантство,
А пальцем кажет на острог.
Есть в Воронеже и еще одна возрожденная «петровская» достопримечательность. 19 ноября 1698 года на стапеле Воронежского адмиралтейства был заложен и 27 апреля 1700 года спущен на воду линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предопределение»). Через двенадцать лет он был продан туркам и в 1718 году разобран. В 2011 – 2014 годах корабелы расположенного в 170 километрах от Воронежа Павловского судостроительного и судоремонтного завода отстроили корабль заново. Пришвартованный к причалу Адмиралтейской площади, он стал одним из самых популярных музеев Воронежа.
…В капитанской каюте работает с картами и навигационными инструментами Петр I. В кают-компании, благо обеденный стол уже накрыт, развалился в гамаке офицерский денщик. А вот матросам и комендорам (морским артиллеристам) на батарейной палубе явно не до отдыха: вооружение корабля нужно поддерживать в полной боевой готовности. В каютах, трюме и на палубах можно увидеть многочисленные предметы флотского быта, а также макеты Воронежской верфи.
Можно провести некоторые параллели между «Гото Предестинацией» и петербургским линкором «Полтава», который в День Военно-морского флота традиционно возглавит парад кораблей на Неве. Они похожи по техническим характеристикам и численности экипажа, обладают богатой отделкой. Сходство не случайно: оба были построены по чертежам и под личным наблюдением Петра бригадой плотников под руководством знаменитого мастера Федосея Скляева. Правда, «Полтава» — чуть позднее и, как всем известно, не в Воронеже, а в Петербурге, но также в Адмиралтействе. Да и восстановлена «Полтава» несколько позже — в 2013 – 2018 годах.
Кроме «Гото Предистинации» ансамбль воронежской Адмиралтейской площади включает в себя установленную к 300‑летию Российского флота в 1996 году ростральную колонну, Успенскую Адмиралтейскую церковь (старейший, конца XVI века храм Воронежа) и памятный знак в честь сподвижника Петра I, кавалера ордена Александра Невского адмирала Матвея Змаевича, руководившего Воронежским адмиралтейством в 1723 – 1724 и в 1728 – 1735 годах.