Найти в Дзене

Цирковое представление и никакой педагогики: критика конкурсов для педагогов

Отработав почти год в Центре дополнительного образования, я узнала, что организация выдвигает меня на профессиональный конкурс для педагогов. Я, конечно, ставила его себе в планы в начале работы, но не думала, что участие случится так скоро. Переживая и мандражируя, начала подготовку.

Сначала всё было легко: подготовить документы, отправить заявку и ждать. Я успела сделать это до Нового года и ушла на каникулы с более сложной задачей: придумать видеовизитку. Я писала сценарий 4 дня, искала визитки участников прошлых лет, пыталась чем-нибудь вдохновиться. И, о чудо, получилось, сценарий был дописан, осталось снимать. В этом мне помогали мои коллеги и мои ученики. От этого этапа я получила максимум удовольствия, мне нравился творческий процесс.

Следующее задание тоже не вызвало трудностей — нужно было написать эссе о воспитании в дополнительном образовании. Тут я тоже привлекла все свои творческие способности и прибегла к помощи коллег. Эссе потребовало даже меньше сил и энергии, чем визитка. Отправляю все это на экспертизу и жду дальнейших результатов — пройду на очные испытания или нет.

Благостная весть — прошла! И тут начинается самое интересное... Мне предстояло подготовить открытый урок по своей программе (напомню, я веду журналистику). Казалось бы, ну что тут трудного? Неужели я не сделаю то, что делаю практически ежедневно? Ну конечно, сделаю. Только меня смущало два фактора: нужно было уместить полуторачасовое занятие в полчаса, а также представить в результате какой-то продукт, созданный детьми. Задачка усложнилась, неправда ли? Как в 30 минут запихнуть все этапы урока, да еще и продукт с детьми сделать? И конечно, несоблюдение таймингов — ужасное нарушение, поэтому "задерживаться" нельзя.

Я снова полезла в Интернет и изучала опыт коллег. В упор не понимала, как же это можно реализовать... Но просидев несколько дней все же придумала, что буду делать. Но представив свои наброски коллеге я сразу поняла, что от меня ждут на самом деле — шоу, представление и феерию. Я сказала очень жёстко: "От меня никакого цирка не будет, я сделаю всё в своем стиле, чтобы мне перед собой стыдно не было".

Наступает день Х. Я сижу в учительской и смотрю онлайн-трансляцию уроков своих коллег. В микрофоны участников слышно, как они подсказывают детям и говорят готовые ответы... Если честно, меня это разозлило. Разве это — педагогическое мастерство?!

Приходит моя очередь. Я захожу в кабинет, раскладываю материалы, включаю и проверяю презентацию и жду своих ребят. Конечно, дети всем достались незнакомые, с ними я впервые встретилась за 5 минут до начала. Мне дают отмашку и я начинаю свое занятие. В процессе понимаю, что детям, которые никогда не занимались журналистикой в школьных медиа-центрах, крайне тяжело за 30 минут сделать макет газеты по заданию. Но я стараюсь быть рядом и объясняю, подхожу к каждому ребенку и понимаю: скорее всего, не получится сделать так, как я задумала. Однако все получилось и я даже успела в тайминги!

После занятия предполагался самоанализ. Это когда педагог садится напротив членов жюри и анализирует свое занятие, поведение свое и детей и т.д. Не буду пересказывать этот разговор с жюри, но он был непростой. Больше всего меня задело то, что один из экспертов назвал работу детей "аппликацией"... Это так сильно выбило меня на фоне общего стресса, что я начала отчаянно защищать труды детей, свои труды и свою программу, объясняя специфику преподавания детской журналистики. Как мне тогда показалось, меня все же не услышали и я ушла с тяжелым сердцем. Примечательно, что вторым испытанием первого конкурсного дня была защита программы. Жеребьевка выпала так, что я должна была защищаться первой...

Я вышла из кабинета и заплакала. Ну как они могут судить о моих профессиональных качествах и компетенциях по уроку в 30 минут? Как цирк и шоу вместо занятия могут рассказать о том, что педагог действительно делает? Я ревела минут 20 от напряжения, обиды и страха. Но успокоилась, вышла и блестяще защитилась.

Понимая, что провалилась, по мнению жюри, на этапе открытого урока, я всё же надеялась на благоразумие при подведении итогов. Приехав на финал, я чувствовала себя неуютно, хотя все конкурсные испытания были позади. Итог — второе место. Нет ничего обиднее второго и четвертого мест, согласитесь. Я еще долго в голове перебирала варианты исхода событий: а что мне нужно было сделать, чтобы быть первой?

Истязание самой себя закончилось, когда я в тот же день вернулась к детям. Видя, как они счастливы моему возвращению, как они переживали за результаты и ощущая их поддержку я поняла — вот тут настоящий конкурс! Попробуй займи первое место не где-то там, а в сердцах детей.