Летом 2022 года я ходила в Новую Третьяковку на Крымском валу на постоянную экспозицию "Искусство XX века". В этот момент и произошло знакомство с работами нового для меня художника, которому посвящен целый зал. Художника зовут Гелий Коржев.. А точнее Гелий Михайлович Коржев.
Гелий Коржев родился в Москве в 1925 году. Он был советским живописцем, педагогом, профессором, ярким представителем "сурового стиля", а также академиком АХ СССР, народным художником, Лауреатом нескольких Государственных премий.
Суровый стиль - направление в реалистической советской живописи, характерное для рубежа 1950-1960-х годов. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней". Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур.
Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картины обратились к "низким" в академической иерархии жанрам -портрету, пейзажу, натюрморту. Одним из представителей такого стиля был, например, Александр Дейнека.
Вернемся к герою статьи.
Картины Гелия Коржева завораживают, притягивают внимание... Они несут в себе непомерную грусть и тоску. В них показана жизнь без прикрас такой, какая она есть: болезненная, удушливая, несправедливая, но при этом одна единственная с верой в лучшее. Его точность в прорисовке кожи, рук, лица не оставляет равнодушным.
Его прорисовка напоминает стиль академистов. Вот для сравнения картина времен Ренессанса:
Пройдем по сериям работ художника.
Военная серия картин Коржева, наверное, самая понятная.. Сегодня кажется очевидным давать "военную" тему сдержанно и лаконично, через частности, а не панорамами "баталий". Хотя бы потому, что для нас переживание - эхо, призвук, который важно уловить, а громогласные композиции смотрятся картонной героикой. О начале Великой Отечественной он узнал, собираясь в Третьяковку.
На композиции мы видим только главное - солдата, его скулу, веко и чуть заметную полуулыбку. Красная звезда и петлица повторяют цвет платья девушки, а вместе они - кирпичный дом на фоне.
Еще одна тема работ художника - библейская.
"Лишенные рая" - это прочтение библейского эпизода, не привязанное к религии: художник не был человек воцерковленным. Он показывает самодостаточный мир двоих людей. Эти двое идут в ничто. Здесь нет борьбы с миром, но есть и дрожащая человечность: Ева вовсе не райская женщина с мягким телом, у нее растоптаны ноги и напряжена спина, а Адам несет ее как что-то единственно важное и вообще - единственное.
Самая необычная тема у Коржева - "Тюрлики".
Этому циклу предшествовал ряд реалистичных картин, изображавших беспробудное пьянство и деградацию советского общества, которые со страшной силой вызывали в душе Гелия Михайловича протест.
Сам он писал о серии, что она появилась интуитивно - его метод изменился, но не сознательно. И дело тут не в живописи, а в самой жизни. "Мы начинаем жить, не соприкасаясь друг с другом, а параллельно", - писал художник о "параллельном" мире своих мутантов, и в его контексте это важная фраза. Перестать касаться в его мире - утратить точку опоры.
Картина "Схватка" была написана Коржевым в "перестроечное" время и несомненно отражала взгляд художника на процессы, происходившие тогда в стране, обществе и внутреннем мире каждого отдельно взятого человека.
Серия Коржева "Мутанты" мало знакома российскому зрителю, так как большая ее часть осела за границей. Да и история ее создания также покрыта тайной. До сих пор не известно, что подтолкнуло художника к работе над ней.
Коржев оставил записки о поиске темы, о реализме, о процессе рождения художественного образа. Закончить статью хотелось бы его словами о жизни и любви: "Любовь - основа развития искусства. Нам нужны не звания, а любовь". И главное, почти напутственное: "Я всегда в жизни исходил из того, что имею право делать то, к чему лежит душа. Это главное право в жизни".
Творчеству и биографии Гелия Коржева посвящены многочисленные монографии, статьи, альбомы.
Фотографии с последнего похода в Новую Третьяковку.
Спасибо за просмотр :)