В романе «Что делать?» Чернышевский рассказал историю прогрессивной женщины Веры Павловны. Фиктивный брак, организация швейной мастерской и медицинское образование привели ее к самостоятельности и успеху. За рассказом о личной жизни героини автор спрятал острые социальные проблемы: нищету, неравенство, потребность в построении «нового мира». Команда «ВТБ-России» сравнила роман Чернышевского с работами современников и выяснила, почему цензоры сразу после публикации назвали «Что делать?» крамолой и безвкусицей.
Написал честный роман об увядавшей империи
Чернышевский родился в 1828 году, а его молодость выпала на время «великих реформ» Александра II. Промышленная революция изменила русское общество. Несмотря на попытки проведения масштабных реформ, власть не успевала за этой стремительной трансформацией. В народе зрели революционные идеи. Чернышевский, будучи «пожирателем книг» и образованным человеком, быстро втянулся в деятельность революционных кружков.
Важнейшим оружием Чернышевский считал слово. Еще в ранних статьях, напечатанных в «Современнике», он выступал против «искусства ради искусства» и отстаивал идею о социальном значении художественных произведений. Первым писателем-просветителем, который обличал действительность, он считал Гоголя. В 1855 году в статье «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевский называл его «отцом русской прозы», «первым самостоятельным русским писателем».
Все изменилось после отмены крепостного права в 1861 году. Теперь, по мнению Чернышевского, революционная ситуация 60-х годов 19 века в России требовала чего-то большего, чем гоголевский натурализм. Необходима была беспощадная правдивость. Ограниченность и скромность сарказма Гоголя Чернышевский раскрыл на примере повести «Шинель»:
«Упоминает ли Гоголь о каких-нибудь недостатках Акакия Акакиевича? Нет, Акакий Акакиевич безусловно прав и хорош; вся беда его приписывается бесчувствию, пошлости, грубости людей, от которых зависит его судьба. <...> В действительности же... Акакий Акакиевич имел множество недостатков, при которых так и следовало ему жить и умереть, как он жил и умер. Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью».
Чернышевскому было мало занять в литературе место обличителя дореформенной действительности, каким был Гоголь. Он хотел побудить читателей к изменениям, подготовить публику к строительству «лучшего мира». За постоянное стремление к радикальным переменам тайная полиция назвала Чернышевского «врагом Российской Империи номер один». В 1862 году за революционное воззвание к «Барским крестьянам» он попал под арест.
В заключении Чернышевский написал роман «Что делать?». Несмотря на выбранную форму утопии, писатель открыто отразил в нем все сложности современной ему жизни: кризис самодержавия с намеками на неизбежность революции и нищету, толкающую героев на низости.
Создал образ неравнодушного героя-эгоиста
Из условий нараставшего общественного подъема Чернышевский вывел новую цель литературы — утверждение положительных идеалов человека «нового типа», умеющего заглянуть в завтрашний день. На смену пассивному и безразличному Обломову пришли Кирсанов, Вера Павловна и Рахметов из романа «Что делать?». По мнению Чернышевского, эти целеустремленные и передовые герои должны были стать образцами для подражания.
Впервые в русской литературе активный герой-разночинец появился в романе Тургенева «Отцы и дети». «Что делать?» стал ответом Чернышевского на произведение современника. Между героями романов много общего: они гордятся своим происхождением, упорны в достижениях цели, образованны и умны. Базаров, так же как Кирсанов и Лопухов из «Что делать?», интересуется естественными науками и медициной. Но различия между героями масштабнее, они раскрывают разные идейные установки авторов.
Базаров — нигилист, отрицатель. Ему привычно рушить сложившиеся устои общества. Он стремится «расчистить землю», но строить на ней нечто новое не готов. Кирсанов, Рахметов и Вера Павловна, напротив, делают все, чтобы создать новое общество. У героев Чернышевского вместо нигилизма — «разумный эгоизм». Лопухов — герой «Что делать?» — объясняет эту теорию так:
«[Она] холодна, но учит человека добывать тепло. <…> Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания. Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия — в правде жизни».
Чернышевский, в отличие от Тургенева, не стремился создать образ исключительного человека, каким был Базаров. Все герои «Что делать?» — обычные люди. Даже революционеру-подпольщику Рахметову свойственны слабости и мирские заботы. Различия между «обыкновенными новыми людьми» и Рахметовым относительны. Каждый герой может подняться на ступеньку выше и стать «абсолютным новым человеком», строящим социализм.
Рассказал о судьбе эмансипированной женщины
Особенное место в романе «Что делать?» занял женский вопрос. Чернышевский поставил в основу сюжета судьбу Веры Павловны — эмансипированной женщины, стремившейся к равноправию.
В окружении Чернышевского было много «новых» женщин. Их портреты автор перенес в женские образы романа. В Вере Павловне современники видели черты внешнего облика и характера жены Чернышевского Ольги Сократовны. А стремление героини к медицинскому образованию напоминало Марию Бокову, одну из первых женщин-врачей в России, или Надежду Суслову, хирурга, первую в России женщину — доктора медицины.
Образ Веры Павловны далек от кротких героинь 19 века. Она, в отличие от Катерины из «Грозы» Островского, активно противилась свадьбе с неугодным суженым, которого отыскала мать. Вера вступила в фиктивный брак со студентом-медиком Лопуховым и таким образом получила свободу.
После свадьбы Вера Павловна выстроила в семье жизнь, отличную от той, что описывал в пьесах Островский: она не превратилась в миловидную даму-бездельницу на шее у мужа. Вера основала швейную мастерскую и занялась образованием швей. Такое усердие восхищало Чернышевского в современных ему девушках. Устами Лопухова он заявил:
«Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы, и этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно задушает, оно убивает его. А история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был убиваем и задушаем, а действовал бы».
«Что делать?» выпустили в печать только потому, что цензоры не заметили за любовной историей Веры Павловны представления революционера Чернышевского о будущем. Роман превратился в сенсацию. Писатель Николай Лесков заметил: «О романе Чернышевского толковали не шепотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны». Власти быстро наложили на публикацию романа запрет, который сняли только в 1905 году.
Узнать больше о том, чему именно оппонировал Чернышевский и каким образ русской женщины видел Островский, вы можете на совместной лекции ВТБ и Level One. В ней литературовед Егор Сартаков рассказал не только об особенностях «Грозы», но также о творческому пути писателя и причинах долгожительства его пьес в театрах по всей России. Также из видео вы узнаете, за что современники критиковали драматургию Островского и лучше поймете, почему философия Чернышевского так сильно отличалась от подхода его современника.