Роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!» — это эксперимент с котом Шрёдингера, поставленный на человеке. Подвешенный в неопределенности, Сережа не жив и не мертв, хотя он дышит, ест, и делает покупки в интернете. Каждый день в 11:00 коробка открывается и после нескольких секунд ужаса Сережа получает ответ. Пытка? Нет. Гуманная смертная казнь дивного нового мира.
Недалекое будущее или параллельная реальность имеет все черты и приметы нашего мира, только вот два преступления теперь караются смертью – коррупция и секс до 21 года. Сережа переспал с двадцатилетней студенткой и теперь приговорен. Всё просто и буднично. Сережа живет в тюрьме-гостинице и каждый день выходит на прогулку по коридору с пулеметом, который в один никому не известный день выстрелит.
Автор заявляет, что жизнь – это будущее и если его нет, то это небытие. Не могу сказать, что разделяю эту позицию. Она слишком сурова к настоящему. В некотором смысле дилемма героя для меня глобальнее, это вопрос ко всем нам – живем ли мы или ожидаем смерти?
Несмотря на простой, даже, пожалуй, примитивный стиль, текст очень насыщен – Москвой, людьми, нелепыми бессмысленными бытовыми разговорами, вискарем. Роман-фильм, роман-пьеса, роман-притча на современном языке.
Наверное, это в некотором роде гротеск. Что-то среднее между насмешкой и страхом. Представляешь белый коридор, красную линию, пулемет-альбинос, щетинишься, ёжишься и поневоле задаешь себе вопросы. А как бы я проходила под дулом пулемета? Сошла бы я с ума или нет? Как мои близкие перенесли бы это состояние нежизни и несмерти? Смогла бы я наслаждаться настоящим, не имея будущего? Последний вопрос, конечно, особенно актуальный в свете нашей действительности.
Герой и его жена – профессиональные филологи, что вносит приятное разнообразие в текст. Особенно забавны сцены Светы с писателем Виталием на море, хотя диалоги со священнослужителями тоже хороши.
Как ни странно, даже несмотря на страх, раздумья и открытый финал, роман не оставил гнетущего впечатления. И его реалистичность и живость совсем не помешали мне воспринять его все же как некую умозрительную задачу, мысленный эксперимент, абстракцию.
Любопытный образчик современной литературы!