Вдоль всего северного побережья России по студеным морям тянется кратчайшая дорога из Европы на Дальний Восток. Отчасти освоенный еще поморами, сегодня Северный морской путь представляет собой один из самых перспективных маршрутов международной торговли. Рассказываем, как появилась и используется сегодня самая холодная дорога с запада на юг.
Быстрый и дешевый путь на юг через север
Сегодня Северный морской путь является одной из важнейших торговых артерий для России и мира. В 2016 году общая масса перевезенных по нему товаров превысила советский рекорд, достигнув 7,26 млн тонн. Учитывая, что на российском Севере сосредоточено около 25% мировых запасов природного газа и 10% запасов нефти, а также то, что благодаря рекам, впадающим в студеные моря, Северный морской путь может покрывать собой 70% территории России, от его развития и активного использования зависит ресурсная оснащенность отдаленных территорий страны, а глобально – ее перспектив. Важен он не только для нашей страны: путь в Азию по северным морям вдоль берегов России для многих европейских государств занимает гораздо меньше времени (а значит, и стоит дешевле), чем путь через Суэцкий канал.
Так, например, дорога из Сабетты (порта на Ямале) до Кореи по Северному морскому пути занимает 18 дней, тогда как по пути через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан приходится идти 32 дня. К тому же на Северном морском пути нет ни очередей, которые часто возникают на Суэцком канале, ни пиратов, орудующих у берегов Африки.
Антон Соколов, эксперт в развитии ТЭК, освоении Арктики, прорывных технологиях в сфере новой мобильности. Северный морской путь, да и весь Северо-Восточный проход, выгодно отличается от Северо-Западным прохода. Он комфортнее для торговых судом — более комфортные условия для навигации. А продолжительность сезона открытой воды даже в суровых морях восточной Арктики редко бывает меньше 2,5, а то и 3 месяцев. В отличии от Канадского Арктического архипелага, в которых такие «окна» длятся две-три недели. Большую часть года навигация по Севморпути невозможна без ледоколов. Благо, в России есть атомный флот и он отлично справляется с этой задачей.
Тем не менее это не значит, что Севморпуть идеален — он негрубокий, в некоторых отрезках глубина достигает всего 11 метров. Это создает риски для торговых контейнеровозов, которые не смогут пройти. И перевозчику приходится проводить не одина, а два-три рейса. Да, он выигрывает во времени, но теряет в деньгах. Как решить эту проблему — пока не ясно. Перевозчики должны найти те товары, которые будет выгоднее возить по Северному морскому пути.
Замерзшие англичане
В 1553 году у берегов Кольского полуострова на зимовку встали два корабля под началом английского мореплавателя Хью Уиллоби. Отправившись из Лондона в мае того же года на поиски пути до Китая и Индии по северным морям, корабли Уиллоби достигли Новой Земли и повернули назад. Мороз застиг их у Варзины – реки на северо-востоке нынешней Мурманской области.
Не найдя вокруг никаких поселений, англичане «законсервировали» корабли на зиму, намереваясь отправиться на родину с приходом тепла. К сожалению, им это не удалось – и Хью Уиллоби, и вся его команда погибли. Возможно, из-за плохой вентиляции в «закупоренных» на зиму кораблях моряки попросту отравились угарным газом, впали в кому и замерзли насмерть. В мае 1554 года их обнаружили поморы, рыбачившие в тех же краях.
Этот трагичный случай – один из многих в череде тех, что составляют историю открытия, исследования и использования Северного морского пути – морской дороги, тянущейся вдоль всего северного побережья Евразии и продолжающейся вплоть до южных азиатских берегов.
Европейский маршрут
В открытии Северного морского пути участвовали почти все европейские государства, чьи территории омывают северные моря. Некоторые англичане, в отличие от Уиллоби, даже проводили успешные экспедиции: в XVI веке Ричард Ченслор, которого с менее удачливым коллегой разделил шторм у берегов Норвегии, в итоге достиг Северной Двины и даже получил от Ивана Грозного торговые привилегии для Англии.
Тогда же голландцы (в лице Виллема Баренца и его моряков), стремившиеся найти новые морские пути, способные стать альтернативой подконтрольной испанцам и португальцам Дороге специй, совершили три экспедиции по Северному Ледовитому океану. Именно они открыли архипелаг Шпицберген и исследовали море западнее Новой Земли, позже названное именем Баренца, который погиб от цинги во время этих путешествий.
Но успешнее всех все-таки были русские мореплаватели. Так, поморы в том же XVI веке уже регулярно ходили до Обской губы – крупнейшего залива Карского моря. В конечной точке маршрута при Борисе Годунове в Западной Сибири был основан первый русский заполярный город с почти что сказочным названием – Мангазея. Он стал опорным пунктом русского государства, благодаря которому купцы могли вести торговлю с местными народами – ненцами, эвенками, кетами и селькупами.
Однако торговали там не только русские, но и все те же англичане и голландцы. Это весьма смущало московских царей: опасаясь возрастания влияния Англии и Голландии (тогда гораздо более мощных, чем Россия, морских держав), в 1620 году Михаил Федорович запретил перемещение по морскому пути в Мангазею. Это решение привело город к упадку – лишенная торговли, уже к 1672 году Мангазея была заброшена.
Это, впрочем, не отвратило мореплавателей от изучения северного побережья Евразии. С XVI по XX век голландские, русские и шведские моряки активно путешествовали по Северу, открывая новые пути. В XVII веке Семен Дежнев открыл пролив между Евразией и Северной Америкой, а в XIX веке экспедиция шведского географа Норденшельда прошла весь маршрут Северного морского пути, обогнув Чукотку, а вместе с ней и всю Евразию.
Немного истории
В начале Второй мировой войны СССР, тогда еще имевший дружеские отношения с Германией, позволил пройти по Северному морскому пути немецкому рейдеру «Комет», который, выйдя в Тихий океан, потопил несколько судов Британской империи. Считается, что поход «Комета» – первое боевое использование Северного морского пути.
После начала уже Великой Отечественной войны ситуация изменилась: теперь Северным морским путем начали пользоваться союзники, которые в рамках ленд-лиза доставляли в СССР товары, необходимые народу в борьбе с немецкой агрессией. Эта работа затруднялась регулярными нападениями немецкого флота на конвои, доставлявшие грузы союзников в порты Архангельска и Мурманска.
Самый известный воздушный налет случился в октябре 1942 года, когда большая часть арктического конвоя PQ-17 была затоплена. Тогда потонули 22 из 35 транспортных судов, 153 моряка погибли. Впрочем, несмотря на это, советские, британские и американские военнослужащие продолжали курсировать по Северному морскому пути, снабжая СССР техникой, металлами, пищей и так далее. Всего за годы Великой Отечественной по северным морям в Советский Союз было доставлено около полумиллиона тонн грузов.
После войны благодаря созданию советского атомного флота на Северном морском пути оказалась возможна круглогодичная навигация. Это позволило ускорить и укрепить развитие ключевых портов на северном побережье Сибири – прежде всего Норильска.
Сквозь льды океана – в будущее
Сейчас Северный морской путь используется Россией преимущественно для перевозок нефти и газа, добываемых в Арктике. Несмотря на ожидаемый критический спад транзитных перевозок в 2022 году (2 миллиона тонн в 2021-м против 200 тысяч в минувшем году), КНР намерена наращивать свое сотрудничество с РФ по освоению Северного морского пути. В августе 2022 года был утвержден план его развития, предполагающий увеличение грузооборота по нему до 220 миллионов тонн к 2035 году.
Сергей Гатаулин, кандидат экономических наук, автор более 70 научных, учебно-методических публикаций и патентов. Вся транспортная система России в последние годы испытывается на прочность — изменение географии доставки и получения грузов сказывается на структуре всей отрасли. Сжавшийся экспорт сырья компании компенсируют за счет Азиатско-Тихоокеанского региона. Для развития этой отрасли нужно менять транспортную цепочку, иначе стоимость товаров будет расти. Ответом станет Севморпуть, в развитии которого заинтересованы КНР, потому что он является составляющей транспортно-логистической инфраструктуры Нового Шелкового пути. Это не только перестройка существующей логистики, но и новые возможности по доставке в Европу и по всему миру.
Дмитрий Канавин