С самого раннего возраста с детьми необходимо говорить о сексе. Говорить согласно их возрасту, и, в первую очередь, для того, чтобы они понимали, что их тело - их собственность. Чтобы они понимали, что такое - хорошо, а что такое - плохо. Чтобы умели сказать «нет» и могли, ничего не боясь, рассказать взрослому, которому они доверяют, если их что-то беспокоит. И чтобы доверяли правильному взрослому и знали, кому все можно рассказать.
Я изучаю эту тему с профессиональной точки зрения, а не только как родитель и теперь уже бабушка.
Очень важно, чтобы мы, взрослые, не думали, что наши малыши асексуальны просто потому, что сама мысль о детской сексуальности нас пугает. Давайте просто посмотрим, что, по мнению специалистов Национального центра исследований сексуального поведения молодежи (США) не должно беспокоить родителей, и о чем с детьми нужно разговаривать.
От 1,5 до 4 лет дети проходят очень важный этап своего развития. Они впервые сталкиваются с социальными нормами, с запретами, и то, насколько успешно ребёнок пройдет этот период, зависит его дальнейшее отношение к нормам, правилам и законам.
Совершенно нормально, если ребёнок изучает и трогает интимные части своего тела, показывает их другим людям. Он без стеснения ходит нагишом, может с интересом рассматривать чужое обнаженное тело (например, придя с мамой в бассейн, где все мамы и детишки переодеваются в общей раздевалке). Нормально, если малыш задаёт вопросы об анатомии и функциях тела.
О чем и как стоит говорить с вашим ребёнком:
- какие части тела как называются
- о том, что мальчики и девочки отличаются друг от друга (лучше без подробностей)
- как соблюдать личные границы (ходить на пляже или дома в трусиках, не трогать себя за интимные места в присутствии других людей, не трогать других людей)
- почему нехорошо подглядывать за другими, если они пошли в туалет или переодеваются
- что ходить в уборную надо не на глазах у всех
- в чем разница между приемлемыми и неприемлемыми прикосновениями
- почему, если чьи-то прикосновения не нравятся, можно и нужно говорить «нет», и можно даже кричать!
Ещё раз отмечу, что развитие малыша от 1,5 до 4 лет - это огромный путь, который он проходит в познании окружающего мира, и границы этого мира раздвигаются постепенно. То есть, не надо стремиться сразу к двум годам все объяснить вашему сыну или дочери. Следуйте с ними в их развитии и постепенно объясняйте правила и запреты, а также поощряйте хорошие навыки. Не игнорируйте их вопросы, даже не слишком удобные с позиции взрослого, не отшучивайтесь «вырастешь - узнаёшь», но старайтесь правдиво и дозированно, в соответствии с возрастом, удовлетворять детское любопытство. Тем более, что детям в этом возрасте не нужны лекции, их вполне устроит короткое объяснение.
Что могут делать дети в 4-6 лет, и это совершенно нормально:
- мастурбировать
- подглядывать за другими людьми, когда те без одежды
- играть «в доктора» с ровесниками
- разговаривать об интимных частях тела
- имитировать с ровесниками любовное поведение (целоваться, обниматься, держаться за ручки)
Здесь основное слово - ровесники. Например, нужно объяснить ребёнку, что нельзя играть «в доктора» с детьми старше него, или со взрослыми.
О чем можно говорить с сыном или дочкой в этом возрасте:
- как тело меняется, когда человек растёт
- откуда берутся дети (без излишних подробностей, но и то, что это работа аистов, говорить не совсем правильно)
- в мастурбации нет ничего плохого, но не следует трогать свои половые органы в присутствии других людей; при объяснении, необязательно пользоваться этим термином
- почему нельзя разрешать другим людям трогать себя за интимные части тела, и если такое произошло, то надо рассказать маме или другому взрослому, кому ребёнок доверяет
- если к тебе пристают, это вина только того, кто пристает, и нет ничего стыдного или страшного в том, чтобы все рассказать маме. Даже напротив, надо немедленно все рассказать маме
- как вести себя с незнакомцами
- кому пожаловаться, если к малышу кто-то пристает.
Все, что касается вопросов безопасности, нужно обсуждать с малышом проактивно. Благо сейчас уже есть доступные книжки с картинками, которые могут помочь доступно объяснить ребёнку как себя вести. А вот темы, связанные с познанием мира, лучше обсуждать только тогда и только, если ребёнок вас сам об этом спрашивает, или вы замечаете, что он проявляет к чему-то интерес. То есть, не стоит его приглашать к беседе «иди, я тебе расскажу, откуда берутся дети».
Ну и, конечно, говоря о безопасности, не надо концентрировать внимание исключительно на сексуальной безопасности. Как правильно переходить дорогу, обращаться с электроприборами, мыть руки и чистить зубы - эти знания, слава богу, пригодятся малышу гораздо чаще. Не фиксируйте внимание на чем-то одном. Ведь в мире так много интересного!