По данным РБК уход из России американской компании Hasbro привел к исчезновению из магазинов настольной игры «Монополия» — сети распродают запасы 2022 года. Например, в «Мосигре» сообщили, что запасы «Монополии» закончились почти сразу после Нового года, а новых поставок не ожидается. В магазине «Интеллект-игрушка», где «Монополии» в момент обращения также не было, заявили, что сделали заказ поставщикам, но когда он будет выполнен, неясно. Лучше всего дела обстоят в «Детском мире», в котором пока доступна «Монополия», но речь идет о запасах 2022 года. Подробности на https://www.rbc.ru/technology_and_media/08/04/2023/643008379a79473bd18ce55b
«Монополия» была изобретена американцем Чарльзом Дэрроу аж в 1935 году, т.е. 100-летний юбилей – совсем не за горами, но будет ли он официально отпразднован в России – вопрос. На данный момент можно только констатировать, что нас покидает легендарная игра, big-бренд с самой большой буквы. В 1999 году она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как игра, в которую играет наибольшее количество людей в мире — 500 млн. человек (на момент внесения рекорда). А по состоянию на 2020 год общее количество её продаж за всю историю оценивалось в 275 млн штук - после шашек и шахмат она на третьем месте среди самых продаваемых настольных игр в мире (оценка развлекательного портала Fun из США).
Одним словом, «Монополия» - это царь горы, «Монополию» любили Beatles - и не они одни, а продажи в России доходили до нескольких миллионов коробок в год. Но с другой стороны, наверное, каждый второй, кто играл в «Монополию», не будет спорить с утверждением, что – это довольно скучная, нединамичная и мало интеллектуальная игра.
С этим утверждением, можно согласиться, но только с одним уточнением. Всё верно, «Монополия» - скучная, нединамичная, мало интеллектуальная, но - ВЕЛИКАЯ игра. И не надо быть большим знатоком настольных игр, чтобы сделать такой вывод. Не может просто игра, приближающаяся к своему 100-летнему юбилею (и не в ретро-воспоминаниях, а в мировой экспансии, в захвате всё новых рынков и вовлечении новых миллионов игроков) – быть просто игрой.
При этом, многое из того, что говорят критики «Монополии», кажется абсолютно логичным и разумным. Возможно, рейтинг сайта boardgamegeek.com, собирающего отзывы о настольных играх, и покажется несерьёзным - в нём «Монополия» занимает 18 583-е место из 18 591 игры, но итоговая оценка (выведенная на основе 25 тысяч отзывов) - 4,36 из 10 возможных, уже представляется вполне адекватной.
Также трудно поспорить с выводами Хейзел Рейнольдс, основательницы компании Gamely Games:
§ «Это просто трагедия, что воспоминания многих детей о настольных играх связаны с «Монополией», с этим печальным опытом. Пока вы вспоминаете — вы испытываете ностальгические чувства. Но только до тех пор, пока не сядете за игру».
§ «Все сводится к везению. Цели в ходе игры не меняются, поле все время одно и то же. Никакой особой стратегии не существует. Добавьте еще то, что приходится долго ждать своего хода, и вы поймете, почему людям так скучно в нее играть».
§ «Долго сохраняющаяся надежда — основа позитивного опыта игры. В этом случае, отрицательные ощущения быстро проходят, но только не в «Монополии», где задолго до конца, на протяжении почти всей партии вы сознаете, что проиграли».
И в любом случае, под её обобщающими выводами подпишутся многие любители настольных игр:
§ в лучших играх у всех играющих до самого конца должно сохраняться ощущение возможности выигрыша;
§ самая лучшая игра — та, которой легко научиться, но в которой трудно достичь совершенства.
Стоит отметить, что Хейзел Рейнольдс хоть и является ярым противником «Монополии», но в своих оценках гораздо сдержаннее, многих своих коллег - от которых и не такое услышишь:
§ Монополия - одна из ХУДШИХ игр в мире. А при её почти культовом статусе и известности - худшая, т.к. паразитируя на бренде, известности и непросвещенности многих людей, она вредит настольной индустрии так, как ничто другое.
§ Основа механики "кинь-двинь", которая сегодня используется только в играх для 3-4 летних детей.
§ Отсутствие необходимости принимать решения в 95% игрового времени.
Итак, что же мы теряем с уходом «Монополии», и с чем остаёмся?
Уходит игра знаменитая и легендарная, но достаточно скучная, нединамичная и мало интеллектуальная - по факту уходит большой бренд. При этом, с уходом «Монополии» мы теряем возможность покупать её в качестве подарка, а это уже серьёзная утрата.
Ведь идти на день рождения с «Монополией» в качестве подарка имениннику - вполне достойно, а вот с «Менеджером» - уже не комильфо. «Менеджер» - это первый аналог «Монополии», появившийся в СССР в 1988г. (потом появились и другие клоны – «Бизнес», «Миллионер», «Миллиардер» и т.д.) Играть в них было так же интересно, как в «Монополию» (или неинтересно), но дарить «Монополию», самому дарителю было гораздо приятнее. Наверное, поэтому и пришло время дарить и играть во «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО».
Игра не в традиционной квадратной коробке, а в круглом тубусе, но на этом её достоинства не заканчиваются. Это первая игра о мировом туристическом бизнесе, здесь нужно строить отели и клубы, летать на самолётах, осуществлять трансферы туристов, зарабатывать на них, и в итоге построить самую успешную туристическую компанию.
Критериям Хейзел Рейнольдс (на статус лучшей игры) стратегия «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО» соответствует на все 100%. В ней на протяжении долгого периода у всех игроков сохраняется шанс на победу, и научиться играть в неё тоже не сложно - правила простые, понятные и логичные. При этом, простота правил, совсем не означает простоты в действиях игроков – здесь нужно и быстро считать, и анализировать свои шаги на несколько ходов вперед, и оценивать возможные агрессивные действия конкурентов, и самому быть агрессивным, иначе просто не победить. Достичь совершенства и стать сильным игроком в игре «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО» - весьма непросто. Первые независимые оценки игроков по ссылкам:
https://vk.com/wall710972358_2868
https://dzen.ru/a/ZLS7_o55_nT7xwXJ
Но одна сыгранная партия (продолжительность 1-1,5 часа) гораздо лучше, самых хвалебных рекомендаций, рекламных роликов, советов консультантов и пр., в течение неё сразу станет ясно, почему, например, отель с гольф-клубом, может быть лучше отеля с казино, а дайвинг-клуб на Кубе, лучше стриптиз-клуба на Мальдивах.
Одним словом, присоединяйтесь на www.vse-vkl.ru или сразу покупайте на