Гитары Yamaha уже более 60 лет покоряют слух слушателей и музыкантов. Широкий и разнообразный модельный ряд акустических и электрогитар компании делает гитары этого бренда излюбленным выбором среди музыкантов в любых жанрах – от классики и фолка до хард-рока и даже метала. На этих гитарах, известных своей надежностью и долговечностью, а также характерным внешним видом, играли многие поколения музыкантов, их можно услышать на бесчисленных записях и концертных площадках.
Давайте посмотрим поближе на то, как развивался бренд и те основные этапы, которые сделали гитары Yamaha частью современной музыки.
1966 – 1969
Компания Yamaha вышла на мировой гитарный рынок в 1966 году, выпустив фолк-гитару FG180, разработанную по собственной конструкции и спроектированную на своем производстве. Ее симметричный корпус в стиле дредноут имел более подчеркнутые вырезы, что обеспечивало более насыщенный и яркий тон. Это была по-настоящему громкая гитара!
В том же году появились и первые модели электрогитар Yamaha: SG-3 и SG-2 (последняя широко использовалась гитаристом Линк Рэем), которые отличались изготовленными на заказ звукоснимателями, уникальным бриджем и тремоло-системой, а также дизайном в стиле ретро-футуризм, который, казалось, олицетворял эпоху серф-музыки.
Испанский гитарист Эдуардо Феррер, учившийся у испанского мастера Антонио де Торреса, в 1966 году посетил штаб-квартиру Yamaha в Хамамацу (Япония). Уже к концу десятилетия компания представит свои первые классические (GC5/7/10) и фламенко-акустические гитары (серия GC), изготовленные гитарными мастерами, прошедшими обучение у Феррера, а также свои первые semi-hollow электрогитары (SA-50 и SA-15).
1970 – 1979
В первой половине 1970-х годов компания Yamaha приняла решение расширить ассортимент акустических гитар. В 1971 г. появились две 6-струнные модели фолк-гитар (FG-1500 и FG-2000) и 12-струнный вариант (FG-2500), сочетающие в себе высочайшее качество сборки с современными технологиями и превосходными материалами, такими как ель в топе деки и цельные спинка и обечайка из жакаранды.
В 1974 году была выпущена серия акустических инструменты L-Series ("L" означает "luxury"). Это гитары высокого класса, которые отличались качеством дерева, фурнитуры и максимальной сбалансированностью высоких и низких частот. В том же году была выпущена классическая гитара GC-30, созданная на заказ с использованием дизайнерских приемов испанского гитарного мастера Мануэля Эрнандеса.
Укрепляя свои позиции на рынке акустических гитар, компания Yamaha совершенствовала и электрогитары. Именно модель SG-175 1974 года заложила основу для серии SG, которая оставалась популярной на протяжении десятилетий. Известно, что Yamaha изготовила SG-175 на заказ для легенды гитары Карлоса Сантаны. Эта гитара была его основным инструментом на протяжении 1970-х годов.
В 1976 году модель SG-175 превратилась в полюбившиеся всем модели SG-1000 и SG-2000. В конструкции грифа последней, сустейн-блоке и полуоткрытом хамбакере были применены новые инновации и технологии, которые стали классикой для серии SG. Вскоре после этого было представлено множество моделей электрогитар, включая SF-700, SC-1200, SA-2000 semi-hollow-body и SJ-800.
Еще одним событием десятилетия стала первая полнотелая электрогитара компании - AE-2000. Появившись в 1978 г., этот инструмент был тепло принят многими ведущими джазовыми гитаристами той эпохи благодаря его бархатистому тону, резному топ из цельной ели, грифу из клена, бриджу из африканского черного дерева и 20-ладовому грифу из черного дерева.
1980 – 1989
В 80-е годы в музыкальной индустрии стала популярна цифровая обработка и синтезированные звуки. В то время как менялись тенденции в музыкальной индустрии, менялись и инструменты. Например, футуристическая электрогитара Yamaha SF-7000 имела различные бриджи для каждой модели, что давало музыкантам возможность выбора в зависимости от стиля игры.
Что касается акустических гитар, то в классических моделях GC-70/71 компания сохранила традиционный подход к дизайну, обновив ее в соответствии со стандартами 1980-х годов благодаря обратной связи от гитаристов со всего мира.
А затем, в 1986 году, появилась превосходная гитара RGX-1212. Острые углы и 3D-гриф отражают времена славы хэви-метала, доказывая, что Yamaha может создать и вполне современную гитару для экстремальных стилей.
Еще одно новшество появилось в 1987 году в линейке электроакустических гитар APX, которые отличались особыми пьезозвукоснимателями с отдельным снятием звука для каждой струны, а также переключателями предусилителя, позволяющими устанавливать несколько вариантов выходного сигнала (моно или два варианта стерео). Уменьшенный корпус инструмента также снижал вероятность возникновения обратной связи на сцене во время живых выступлений.
1990 – 1999
Уже давно закрепившись на гитарном рынке, компания Yamaha в 1990-е годы продолжала развивать свой творческий подход. Например, электрогитара PACIFICA 912, изначально разработанная в 1990 г. совместно с лос-анджелесской мастерской компании и предназначенная для удовлетворения потребностей сессионных гитаристов в качестве «рабочей лошадки». Однако вскоре она (как и вся последующая линейка PACIFICA) стала популярной как среди начинающих, так и среди продвинутых игроков – и эта популярность сохраняется до сих пор.
2000 – настоящее время
На рубеже нового века компания Yamaha выпустила один из своих самых экспериментальных инструментов - SLG-100N SILENT Guitar™, предшественник современной линейки инструментов серии SLG-200. Ее призрачный, минималистичный дизайн (как у гитары без корпуса) обеспечивал сверхтихую игру, позволяя игрокам заниматься в любом месте, не мешая окружающим.
И это оказалось настоящим прорывом, поскольку гитарные технологии Yamaha продолжили развиваться семимильными шагами. Система SRT (Studio Response Technology), представленная в 2010 году, произвела революцию в конструкции звукоснимателей для акустических гитар, обеспечив студийное звучание: как будто гитара записывается на старинный конденсаторный микрофон. В системе SRT2 второго поколения, используемой в современных гитарах серий A5 и LL, органы управления позволяют переключаться между двумя типами снятия звука, а также комбинировать пьезозвукосниматели с цифровым моделированием микрофона.
В 2016 году компания Yamaha представила, пожалуй, одну из самых значительных инноваций в области акустических гитар за все время: Технология TransAcoustic, позволяющая создавать аутентичные эффекты реверберации и хоруса внутри самого инструмента, без использования внешних усилителей и устройств эффектов. Впервые реализованная в моделях LL-TA и LS-TA, сегодня линейка гитар TransAcoustic включает широкий спектр инструментов различных фор-факторов и типов, в том числе классическую нейлоновую модель CG-TA.
В 2019 году компания Yamaha представила новую систему звукоснимателей/преампов Atmosfeel™. Пьезодатчик улавливает низкочастотные звуки в месте соприкосновения струн с бриджем, преобразователь – более высокочастотные колебания верхней деки, а мини-микрофон – резонанс внутри корпуса. Эти три сигнала могут быть скомбинированы для получения усиленного полного естественного звучания акустической гитары. Технология Atmosfeel была впервые применена в инстурментах Yamaha FG Red Label со стальными струнами, а затем была включена в обновленные серии классических гитар NCX и NTX.
Музыкальный мир – и, соответственно, вкусы и стили гитаристов – постоянно меняются. Однако уже более полувека гитары Yamaha остаются престижными и востребованными благодаря стараниям дизайнеров, конструкторов, разработчиков и благодаря отзывам музыкантов. От первой популярной гитары FG180 до последних моделей TransAcoustic – Yamaha продолжает прокладывать путь к совершенству.