Россия в образе медведя, причем белого, встречает австрияков и германцев прямо у своих границ. А испуганные вражеские императоры пытаются забраться на дерево. Причем не на русскую красавицу-березку, а на окруженный мухоморами дуб – главное дерево германской нации.
Любые военные действия немыслимы без пропаганды. Самое главное – сформировать у населения уверенность в скорой и триумфальной победе. В данном случае плакат царского времени предвещает знаменитый сталинский, а точнее ворошиловский, лозунг «Бить врага на его территории». Мол, недопустим мы боевых действий на священной земле.
Август 1914 года. Как раз тогда начиналось грандиозное сражение в немецкой Восточной Пруссии, и его первые результаты вселяли уверенность русскому человеку. Как мы помним, все закончилось катастрофой. Сначала для двух армий, а потом и для всей страны.
На плакате изображены вполне узнаваемые для русских людей персоны – престарелый австро-венгерский император Франц Иосиф (он лысый с седыми бакенбардами) и молодцеватый германский кайзер Вильгельм II (он в характерном немецком шлеме, ставшем одним из символов Первой мировой войны).
Для грамотных зрителей картинка сопровождалась не менее сочной эпиграммой:
Франц послушался Вильгельма,
А Вильгельм подвел – вот шельма!
Глядь, медведь, уж ту, как тут
И приятелям капут!
Капут действительно наступит, только чуть позже. И Австро-Венгерской империи, и Германской империи, и Российской империи…
А вот еще один плакат с Францем и Вильгельмом, и тоже из 1914 года:
И снова Российская империя внушают своим подданным мысль, что до победы осталось всего ничего. Немцы испуганы силой русского оружия, а австрийцев так потрепали наши войска, что они больше не вояки.
Здесь тоже есть эпиграмма:
Глядите здесь, смотрите там,
Австриец весь ползет по швам!
Его ж патрон Вильгельм кровавый
Утратил сразу вид свой бравый!
Когда врагов своих узрел
И сам от страха обомлел.
Конечно, стихи совсем никудышные, но для простого люда сгодятся.
Какова была эффективность от подобного наглядного материала – сказать трудно. Но в стране, где по официальным данным только треть населения Европейской части России была грамотной, картинки без сомнения воспринимались лучше, чем газетные статьи.
Не зря искусство пропагандистского (агитационного) плаката активно использовалось и после крушения царского режима, вплоть до последних лет советской власти.