Найти тему
Лахта Центр

ДЕНЬ ПАРАШЮТИСТА

#смотривыше

Владельцем удостоверения «Мастер парашютного спорта СССР» под первым номером был планерист, летчик и парашютист Леонид Григорьевич Минов. Почетное звание он получил в 1934 году по решению Осоавиахима СССР, а за несколько лет до этого на сборах московских летчиков под Воронежем 26 июля 1930 года по его инициативе были осуществлены показательные прыжки с парашютом. День парашютиста отмечают спортсмены, космонавты и все, кто причастен к полетам под куполом в небесах.

Идея парашюта
Леонардо да Винчи мечтал летать, как птица. В работе «О летании и движении тел в воздухе» 1485 года есть эскиз с такой записью: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной 12 локтей и вышиной в 12, то этот человек может бросаться с любой высоты без опасности для себя». В 2000 году парашютист Адриан Николас, на счету которого более восьми тысяч прыжков, изготовил «шатер» по рисунку Леонардо и испытал его на себе. Вес конструкции был около 85 килограмм, и при завершении спуска с высоты в 3000 метров Николасу пришлось раскрывать современный парашют: «шатер» Леонардо оказался малоуправляемым.

Автором названия «парашют» (от греческого para — «против» и французского chute — «падение») считают физика и изобретателя француза Луи-Себастьяна Ленормана. В 1783 году он прыгнул с башни обсерватории Монпелье и использовал похожий на зонтик парашют с деревянным каркасом.

Жан-Пьер Бланшар в историю воздухоплавания вошел как участник первого перелета через Ла-Манш на наполненном водородом воздушном шаре. 7 января 1785 года вместе с американцем Джоном Джеффрисом они стартовали из замка в Дувре и приземлились через 2,5 часа в городке Гин, неподалеку от Кале. В честь этого в Гине установлена колонна Бланшара. В том же году друг Бланшара физик и авиатор Пилатр де Розье погиб при попытке повторить полет через пролив — воздушный шар Розье и его компаньона Пьера Ромена загорелся сразу после взлета и упал с высоты 450 метров.

Бланшар задумался над безопасностью полетов на шаре и решил, что гондола с людьми должна крепиться не к воздушному шару, а к парашюту, который цепляется к аэростату. Если с шаром что-то случится, то пассажиры в гондоле смогут благополучно приземлиться с парашютом. Бланшар начал делать модели парашютов и спускать на них животных. Кто был первым парашютистом, собака или кошка, неизвестно. Но любители последних настаивают: кошка.

Парашют Бланшара имел жесткую зонтичную конструкцию со спицами. В 1797 году Андре-Жак Гарнерен, еще один французский воздухоплаватель, представил публике в парке Монсо в Париже новую конструкцию — мягкую, без каркаса и спиц. Парашют крепился сбоку от воздушного шара. Первое время корзина после отрыва от шара сильно раскачивалась, и Гарнерен додумался выпускать воздух через отверстие в куполе, а над отверстием пришил к куполу трубу-рукав. Отверстие в куполе сохранилось до сегодняшних дней и называется полюсным, а от трубы отказался сам автор.

В 1803 году Андре-Жак Гарнерен побывал в Санкт-Петербурге. Описание прыжка с парашютом помощника Гарнерена — «мусье Александра» — приводит в «Воспоминаниях» Фаддей Булгарин: «Мусье Александр, красивый, видный мужчина, удивительной смелости и расторопности. На огромной высоте он завернулся в сеть парашюта и выпрыгнул из лодки. Сердца зрителей вздрогнули. Несколько времени он, в падении, вертелся как брошенный камень; многим дамам сделалось дурно, все ожидали несчастной развязки, и вдруг парашют распустился и понесся медленно на землю. Раздались рукоплескания, крики “ура” — и парашют опустился на корпусном дворе, однако же не без опасности, потому что, в самом углу, едва не зацепился концом о кровлю. Мусье Александр, ступив на землю, выпутался ловко из сети парашюта, подпрыгнул, щелкнул пальцами и воскликнул: “На этот раз спасен!”».

Федерация парашютного спорта СПб и ЛО Фото: Алексей Горшин https://vk.cc/cpHYEA
Федерация парашютного спорта СПб и ЛО Фото: Алексей Горшин https://vk.cc/cpHYEA

Ранец Глеба Котельникова
Прыжки с парашютами пользовались большой популярностью в начале ХХ века. C гастролями по всей Российской империи выступали братья Юзеф и Станислав Древницкие, участвовала в представлениях и их младшая сестра Ольга. Юзеф Древницкий — первый русский парашютист — первый прыжок осуществил в городе Орле в 1895 году. В 1910 году он участвовал во Всероссийском празднике воздухоплавания на Комендантском поле и видел, как погиб знаменитый летчик, капитан Лев Мациевич. В интервью после трагедии он сказал: «При полном завоевании человеческим гением воздушной стихии необходимо будет иметь спасательный прибор, который мог бы сыграть подобную же роль, какую играют пробковые пояса на кораблях. Таким спасательным прибором на воздушных кораблях может быть и будет только парашют…»

Свидетелем гибели Мациевича был и актер Петербургского императорского театра Глеб Евгеньевич Котельников. Он был так потрясен, что стал думать о парашюте, который бы спасал жизни авиаторов. Однажды он подметил, как актриса вынимает шелковый платок из дамской сумочки, и понял, что купол парашюта можно сшить из легкой и эластичной ткани. В своей книге «Истории одного изобретения» Котельников пишет: «“Слушайте! — крикнул я. — Ведь это же мысль! Это же то, что и надо! Ничем не пропитанный шелк!” Товарищи смотрели на меня с изумлением. Они не понимали, о чем я говорю. А я в эту минуту решил сшить купол парашюта именно из легкой непрорезиненной и ничем не пропитанной шелковой материи…» В 1911 году Котельников получил привилегию «№ 50103, коллежскому асессору Г. Котельникову, — на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом».

В 1912 году были проведены испытания на автомобиле, затем в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы с аэростата несколько раз сбрасывали 80-килограммовый манекен по прозвищу Иван Иванович. Вскоре Котельников получил патент во Франции, и 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с этим парашютом с моста в Руане. После революции в 1924 году Котельников разработал парашют РК-4 с куполом диаметром 12 метров и в 1926 году передал свои изобретения советскому правительству, а через год ранцевый парашют Котельникова спас жизнь выпрыгнувшему из самолета летчику Михаилу Громову.

Гатчинский аэроклуб Фото: «Прыжки с парашютом в СПБ» https://vk.cc/cpHYJ1
Гатчинский аэроклуб Фото: «Прыжки с парашютом в СПБ» https://vk.cc/cpHYJ1

Советские парашютисты
В 1933 году в Тушине под Москвой была создана Высшая парашютная школа Осоавиахима, и только за год осоавиахимовские спортсмены совершили более тысячи прыжков. В день празднования Дня Воздушного флота СССР в Тушине 18 августа 1933 года во время воздушного парада в групповом прыжке участвовали 62 парашютиста. К концу 1934 года общее число прыжков с парашютом в СССР достигло 35 тысяч. В 1934 году студентка Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта Вера Федорова установила мировой рекорд, прыгнув с высоты 6356,6 метра. В 1945 году Василий Романюк первым совершил прыжок из стратосферы с высоты более 13 километров. В 1962 году парашютист-испытатель Евгений Андреев осуществил прыжок со стратостата «Волга» с высоты 25 километров, и 24 километра он находился в свободном падении со скоростью 900 километров в час. Этот рекорд до сих пор никто не превзошел.
Первый чемпионат мира по парашютному спорту состоялся в 1951 году, а первое советское золото на мировом первенстве завоевал ленинградец Леонид Ячменев. Это произошло в 1970 году.

В парашютизме любят и ценят рекорды. Рекорды Юрия Баранова, заслуженного мастера спорта СССР и России, вряд ли кому удастся превзойти. Юрий Баранов совершил свыше 17 тысяч прыжков и установил 49 рекордов мира и СССР в различных дисциплинах парашютного спорта. Первый раз Юрий Баранов прыгнул в 16-летнем возрасте в 1956 году и прыгал почти каждый день — с самолетов, вертолетов, аэростатов, летал на параплане в горах Памира и покорял склоны пика Ленина.

Гатчинский аэроклуб Фото: Игорь Константинов https://vk.cc/cpHYN8
Гатчинский аэроклуб Фото: Игорь Константинов https://vk.cc/cpHYN8

Где прыгают в Петербурге
Популярные места для совершения прыжков — аэродромы в Горской, в Куммолово под Гатчиной. Здесь прыгают спортсмены Федерации парашютного спорта Санкт-Петербурга и Ленинградской области и клуба Vzletim. Участники парашютного клуба «Валькирия» круглый год совершают прыжки с нового аэродрома Щеглово во Всеволожском районе. Авиационно-спортивный клуб «Сиворицы» базируется на одноименном аэродроме, тоже под Гатчиной. В классическом парашютизме соревнуются в точности приземления и выполнении фигур в воздухе, в групповой акробатике выстаивают сложные многофигурный композиции, в купольной акробатике отрабатывают касания парашютов. Сегодня в парашютном спорте множество дисциплин — прыгают днем и ночью, группами и в одиночку покоряют вершины и небоскребы, приземляются на Северном и Южном полюсах.

Федерация парашютного спорта СПб и ЛО Фото: Станислав Абдуллин https://vk.cc/cpHYQ8
Федерация парашютного спорта СПб и ЛО Фото: Станислав Абдуллин https://vk.cc/cpHYQ8

Текст Михаила Борисова