В 1918 году при заказе разработки гусеничной САУ с 75-мм пушкой для выполнения требований по возимому боекомплекту фирмой Рено был разработан подвозчик боеприпасов на гусеничном шасси танка Renault FT, рассказ о котором в публикации
Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Первая мировая, впрочем как и любая другая война, достаточно быстро показала, что к ней никто готов не был. Одним из неожиданных никем, ни военными, ни производственниками факторов был огромный расход боеприпасов и соответственно их производство и доставка к полю боя. Если с первым к 1917-1918 годах более менее разобрались, то обеспечение артиллерии боекомплектом на первой линии так по большому счёту и не решили. Особенно много усилий приложили к этому германские специалисты, создав в стол и на полигоны большое число транспортеров, у них была популярна идея единого шасси. Французы были более удачны, построив и даже внедрив несколько вариантов тяжёлых артиллерийских транспортёров. Первая боевая машина с основной пехотной пушкой Canon de 75 mm Modele 1897 - танк Сен-Шамон не требовал дополнительных подвозчиков боеприпасов, он сам мог кого хочешь подвезти, а вот когда взялись за создание просто САУ, этим вопросом пришлось озаботится.
Renault FT Chenilles Porte Munitions/Подвозчик амуниции на шасси Renault FT
Страна: Франция
Производитель: Société des Automobiles Renault
Год выпуска: 1918
Кол-во: 1 (прототип)
Экипаж: 1
Бронирование: 16 mm
Боевая масса: 5500 кг
Размеры: 4270х1740х2100 мм
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,536 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 7,8 km/h
Одним из базовых вариантов боевой работы батареи французских 75-мм пушек была стрельба картечью, снаряды такого типа составляли основу боекомплекта. В мечтах французских пехотных генералов это выглядело как конная батарея рысцой выезжает на поле боя перед атакующими пехотными цепями, разворачивается и через несколько минут со скорострельностью 15 выстрелов в минуту с одного орудия очищает поле боя. Но даже планируя такую маневренную войну с количеством требуемого сильно ошиблись, к концу 1914 все страны участники испытывали не только снарядный, но и пушечный голод. Правда мечты изменились и в производство пошли в основном фугасные и осколочно фугасные снаряды, причём не только у себя, но и в САСШ, которое стало вынесенной французской фабрикой по выпуску оружия и снаряжения.
В 1918 году задачи прямой наводкой расстреливать цепи атакующих германцев уже не было, как не было уже и самих цепей, пехота обзавелась касками и засыпать окопы шрапнелью было бесполезно. но вот разбивать долговременные укрепления, пулемётные гнёзда и орудийные позиции из-за зоны действительного действия пулемётов стало крайне важно. 37-мм пушечки танков Renault FT на это не годились, а автомобильная или конная перевозка в нужно место была или невозможно или сложна. Не подразумевалось, что САУ с 75-мм пушками будут работать непосредственно под огнем противника, для этого уже были танки, но тем не менее защита от осколков и случайных прилётов должна была быть. П опыту первых лет войны к 1918 году дневной боекомплект 75-мм пушки составлял примерно 300 снарядов, и для САУ военные требовали перевозить вместе с установкой минимум 150 патронов.
Первой в августе 1918 года свой вариант САУ предложила Société des Automobiles Renault. Публикация об этой установке была ранее (Первый танк современного типа. Часть 26. Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897. 1918. Первая САУ комом) и в общем установка получилась не самая удачная, к том же возимы боекомплект составил всего 40 патронов, что военных однозначно бы не устроило. Что бы вот прямо сразу не столкнуться с недовольством на Рено предложили компромиссный вариант, и стоит признать, что у этого варианта была логика - на САУ перевозится только первая очередь боеприпасов, а для остального на том же шасси строится транспортёр. И безопасность возрастает. Такой транспортёр, называемый по разному, но наиболее часто Renault FT Chenilles Porte Munitions - был предложен военным вместе с САУ, скорее всего в сентбяре 1918.
Надо заметить, что к разработке транспортёра на фирму Рено подошли более внимательно, чем к прототипу самого САУ. Наверно это было вызвано тем, что такой транспортёр мог использоваться не только с САУ, а вообще с любой артсистемой и даже пехотными подразделениями, для подвоза боеприпасов - просто "транспортер поля боя", который упорно не получался у германцев, точнее получался, но существенно крупнее и дороже. Перспективы заказа на большую серию у "бронированного пикапа" на гусеницах были явно выше, по крайней мере по оценке на Рено, чем у САУ. К том уже такой агрегат можно было использовать и как тягач, напрмер для артиллерийских орудий. От танка в Renault FT Chenilles Porte Munitions остался только движитель и двигатель.
При разработке транспортёра на шасси Renault FT полностью перекомпоновали отделение управления и боевое - место водителя было перенесено к двигателю с соответствующим изменением органов управления, а на месте водителя оборудовали грузовой отсек размером 1500x1050x900 мм с откидывающимся вперед бронированным бортом. На месте башни построили бронированную кабину с эвакуационным люком и люком дял наблюдения. Форму бронекорпуса категорически упростили, собрав его из вертикальных и горизонтальных бронелистов, за исключением эвакуационном люка, который был под наклоном. Так же упростили и бронирование моторного отсека, так как гнаться за минимальными размерами было не нужно.
В отличие от САУ Renault FT Chenilles 75mm Mle 1897, созданной той же Рено, никаких принципиальных вопросов к транспортёру на шасси танка, кроме понимания военными его назначения быть не могло - проверенное надёжное шасси, что ещё нужно для транспортировки, тем более, что такой агрегат стал бы универсальным для пехоты, артиллерии, да и танкового корпуса. Нет информации о точных причинах прекращения проекта, самое вероятное - конец войны, но могли отклонить и вместе с проектом САУ, отправив на доработку, хотя такой "пикапчик" пригодился бы к любой другой принятой на вооружение САУ.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Renault FT Char d’Instruction. Первый танк современного типа. Часть 5. Renault FT Char d’Instruction. 1917. Первая серия - учебная
- Renault FT. 1918. Первый танк современного типа. Часть 7. Renault FT. 1918. Танки от Рено с клёпаными Tourelle Omnibus Polygonale
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections https://panzerserra.blogspot.com/2022/06/renault-ft-17-chenilles-75mm-mle-mod.html?m=1
https://panzerserra.blogspot.com/2022/06/renault-ft-chenilles-porte-munitions.html
http://wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/France/1-Tanks/Renault-FT-AmmoCarrier.htm