Новое музейное пространство в Гостином дворе официально открылось 6 июля - дополнительная площадка Литературного музея «ХХ век». В этом году музею 30 лет, он расположен в двух комнатках небольшой квартиры М.М.Зощенко в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, где в разные годы жили 130 писателей. Музеем стала лишь одна квартира, в остальных живут люди самые разные, не всегда потомки писателей, но историю дома глубоко чтут и не возражают против экскурсионных троп по дому, проложенных сотрудниками музея особенно активно в последнее время. Там-сям на стенах экскурсионные информационные стенды, телефонные аппараты довоенного времени, по которым можно услышать голоса писателей, музейные сотрудники - большие выдумщики и, как кажется, своим энтузиазмом заразили весь дом.
За 30 лет музей накопил значительные фонды, для экспонирования которых музею катастрофически не хватало места. Обстоятельства сложились счастливо - музей получил часть второго этажа Садовой линии Большого Гостиного двора, ту, что ближе к улице Ломоносова. Адрес Садовая, 17.
500 кв. метров не сравнить с 40 метрами квартиры Зощенко, хотя боюсь, что и этого вскоре музею будет мало. К освоению пространства, включённого в старейший торговый центр города, музейщики подошли творчески. Дизайнеры поломали голову и проявили изобретательность, ограничившись красно-белой палитрой. Чтобы сохранить сквозной проход для покупателей Гостинки пожертвовали частью коридора. Лёгкую стену, отделяющую музейное пространство от торгового сделали гармошкой и не довели до потолка, вписав таким образом музей в общий объём здания.
Получилась ширма, за которой мир русской/советской литературы первой трети ХХ века в Петербурге-Петрограде-Ленинграде представлен не только портретами авторов и яркими пятнами цитат, причудливые стулья - дизайнерские портреты героев выставки "Ловцы слов" символизируют характерные черты творчества Владимира Маяковского, Александра Блока, Михаил Зощенко, Даниила Хармса и других знаменитых литераторов ХХ века, чье творчество связано с художественной культурой Петербурга.
Николаю Заболоцкому (1903-1958), 120-летие которого отмечается в этом году, посвящен уголок, имитирующий кабинет писателя-переводчика. Самобытный талант прославил Заболоцкого с первых публикаций. На школьной скамье мы читали его перевод "Слова о полку Игореве", а потом знакомились с "Рыцарем в тигровой шкуре" Шота Руставели в переводе Заболоцкого. Николай Алексеевич был репрессирован в 1938 году и осуждён на 5 лет. Из-за войны заключение затянулось до марта 1944 и ещё до 1946 году ему было запрещёно жить в столице. Даже после восстановления в Союзе писателей, успешного возвращения к творчеству и получения признания, он не был реабилитирован. Широко издавать произведения и переводы Заболоцкого стали после его посмертной реабилитации 24 апреля 1963 года по заявлению жены. На выставке представлен стол писателя, несколько аккуратным ровным почерком написанных автографов стихотворений, чертёжные инструменты и чертежи.
Умение чертить спасло Николая Алексеевича, иначе ему бы не вынести тяжелейших условий трудового лагеря, и нечего было бы петь Вячеславу Тихонову - влюблённому учителю-историку Илье Семёновичу в фильме "Доживём до понедельника". Многие стихи Заболоцкого положены на музыку и звучат в кино.
Включение музея в торговое пространство представляется логичным хотя бы потому, что все герои выставки - писатели и поэты уж точно посещали Гостиный двор, так уже само место музея мемориальное. Кроме того, хотя заграница нам не указ и особенно сейчас, но там это практикуется давно и этот опыт достоин повторения. Тем более, что музей полон решимости активизировать самые разные виды деятельности и уже оборудован лекционный уголок, в котором будут проходить встречи с интересными людьми, обсуждения, живые разговоры. Возможна кооперация с другими музеями и выставками, ищущими место для показов. Думается, расположение в центре города и продлённый режим работы музея привлекут немало заинтересованных организаций, да и туристам будет куда податься после утомительного экскурсионного дня.