В это воскресенье будет праздник у двух легендарных личностей — Петра I и Константина Боклевского. Что объединяет этих людей, живших в разные века? Любовь к морю, кораблям и связь с Политехом. Также Константин Петрович, как и император, был первым. А в чём, и о каком празднике речь, читайте в нашем материале.
В последнее воскресенье июля в России отмечается День Военно-Морского Флота России. Сейчас у праздника нет конкретной даты, но во времена правления Петра I это было 27 июля. Император установил традицию чествовать военных моряков именно в этот день в память о победах русского флота в 1714 году у мыса Гангут и в 1720 году около острова Гренгам. В этот день на кораблях поднимались флаги, гремел салют и проводился морской парад.
После смерти Петра пышное празднование прервалось более чем на век и возобновилось только в 1853 году. Потом опять был перерыв, с 1917 по 1939 год, хотя традиция так или иначе поддерживалась. А с 2017 года Главный военно-морской парад проводится в Санкт-Петербурге уже официально в акватории Невы и Финского залива, как это было при Петре Великом.
Для Петербургского Политеха этот праздник имеет большое значение. Во-первых, вуз носит имя императора Петра — основателя Российского флота. А во-вторых, из Политеха вышло немало морских инженеров, ведь одним из четырёх отделений, созданных в новом институте в 1902 году, было кораблестроительное. Его организовал и больше двадцати лет возглавлял корабельный инженер Константин Петрович Боклевский.
Потомственный дворянин Константин Боклевский родился 24 апреля 1862 года в семье известного художника Петра Михайловича Боклевского, иллюстратора книг Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского. В 1884 году Константин окончил Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте, которое готовило корабельных инженеров и инженеров-механиков. Получив звание младшего помощника кораблестроителя, устроился на работу в Петербургском порту. Через два года после выпуска из училища инженеры получали преимущественное право на поступление в Николаевскую морскую академию в Петербурге, чем Боклевский и воспользовался. После окончания академии служил на Черноморском флоте, участвовал в строительстве миноносцев, канонерских лодок, минных крейсеров. С 1898 по 1901 год Константин Боклевский находился в командировке во Франции: наблюдал за постройкой крейсера «Баян» и броненосца «Цесаревич» на заводе недалеко от Тулона.
Вернувшись в Петербург в 1901 году, работал помощником главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта. Тогда-то ему и предложили возглавить кораблестроительное отделение строившегося Санкт-Петербургского политехнического института. Кандидатуру Боклевского предложил преподаватель Морской академии Алексей Николаевич Крылов, именно он продвигал идею учить в Политехе кораблестроению.
В июле 1902 года Константина Петровича перевели из Морского ведомства на службу в Министерство финансов, к которому относился Политехнический институт, утвердили в должности ординарного профессора по кафедре корабельной архитектуры Политеха (он работал там до конца жизни) и назначили деканом кораблестроительного отделения (возглавлял его до 1923 года).
Политехнический институт был в России первым учебным заведением, где готовили специалистов по строительству не только военных, но и гражданских судов. Константин Петрович Боклевский пользовался популярностью у студентов. Как и отец, он хорошо рисовал, его чертежи отличались точностью и чёткостью. Всецело посвящая себя преподаванию, организации летних морских практик для своих студентов, он не оставлял инженерную и конструкторскую работу. А в 1909 году при его участии на кораблестроительном отделении организовали первые в мире курсы по воздухоплаванию, в 1910–1912 годах создали Аэродинамическую лабораторию и начали готовить будущих военных лётчиков на офицерских теоретических курсах авиации.
Выпускник 1909 года Владимир Иванович Юркевич так запомнил своего декана: «Константин Петрович Боклевский прививал нам и своим примером, и лекциями особую любовь к кораблям, к их линиям, к их скорости, к элегантности внутренних помещений, и мы в течение обязательных летних плаваний еще больше проникались любовью к морю и кораблям. Константин Петрович относился к своим студентам поистине как к родным, много интересуясь жизнью каждого из нас, следя за успехами, устраивал на дальние плавания или на летние заработки и, главное, по окончании института, на службу на разные заводы или в Адмиралтейство».
Константин Боклевский разработал проект верфи, судоремонтного завода и теплоходов с двигателями внутреннего сгорания. Был членом Технического совета при Министерстве торговли и промышленности, Совещания по судостроению и Правления Николаевских судостроительных заводов, главным инспектором заводов морского ведомства, а также инициатором создания общества «Русский регистр» (нынешний Российский морской регистр судоходства — Прим. Ред.) и первым его руководителем, возглавлял автомобильно-авиационный отдел Центрального военно-промышленного комитета. В 1916 году ему присвоили звание генерал-майора Корпуса корабельных инженеров.
В 1921–1923 годах Константин Боклевский возглавлял экспериментально-исследовательскую часть и авиационно-исследовательский отдел Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения. Через год стал председателем технического совета Регистра СССР, руководил работами по проектированию торговых судов.
В книге «История кораблестроительной школы в Политехническом» её автор В. А. Смелов приводит слова академика А. Н. Крылова, «...два главнейших создания Константина Петровича Боклевского — кораблестроительный факультет и Русский регистр — навеки запечатлевают память о нем в летописях русского кораблестроения».
Профессора Боклевского не стало 1 июня 1928 года. Свою научную библиотеку (полторы тысячи томов) он завещал кораблестроительному факультету.
Знакомьтесь с легендами науки на дзене «Теория большого Политеха»: