Найти тему
Субъективный путеводитель

Рио-де-Кавказ. Потрясающее место в Ессентуках, о котором мало кто знает

Расположенный в середине Пятигорья, Ессентуки - довольно крупный (120 тыс. жителей) город, зародившийся в 1798 как редут, а в 1840-х годах, по итогам исследования здешних вод профессором Александром Нелюбиным, включённый в "курортный проект" Ермолова. Здесь тоже много интересного: исторический центр с домиками и церквями, Курортный парк с павильонами и галереями, древнеримского вида Грязелечебница, остатки первой в России ГЭС и многое другое... Но сегодня поговорим не об этом.

К кисловодской трассе Ессентуки обращены окраиной, но и окраина эта достопримечательностей не лишена. Ещё из Белого Угля в 2014-м я впервые увидел Георгиевский монастырь на горе Дубровка, прямо над которым с некоторых ракурсов да по хорошей погоде нависает белейший Эльбрус:

-2

Кажется, Ессентуки - единственный в России город, где православные церкви постсоветской эпохи строят не так, как строят их от Калининграда до Владивостока: над русской традицией тут преобладает греческая.

-3

И её эпицентр - даже не монастырь, а храмовый комплекс на выезде в сторону станицы Боргустанской, с лёгкой руки блогеров прозванный Рио-де-Кавказ (хотя местные его так не называют):

-4

Начало ему положил в 1998 году деловитый грек, бизнесмен Павел Алексов, примеру которого вскоре последовали и другие потомки Эллады, преуспевшие на русской земле. Тем более из нескольких десятков тысяч российских греков около половины живут на Ставрополье, а крупнейшие их общины - в соседних селениях Санамер и Суворовская.

Фактически, на Боргустанском шоссе, по проектам местного же грека Павла Музенитова вырос религиозно-культурный центр российских греков, витрина их потерянного в бурях ХХ века, но не забытого мирка. Припарковавшись напротив да зайдя с чёрного хода, первым делом мы увидели Мемориал Понтийских греков (2018-19) со сценой геноцида и исхода на стене:

-5

На четырёх гранях часовни - изображения важнейших святынь Трапезунда (теперешнего Трабзона): Софийского собора, разрушенной церкви Георгия Перистериота, загородных монастырей Сумела и Вазелон (в кадре - первый и последний).

-6

Рядом - галерея с проектами новых храмов и фотографиями понтийских святынь. Над ними - роскошный чёрный виноград, гроздь которого мы, не удержавшись, сорвали.

-7

Но сперва пойдём не по галерее, а в сторону от неё. Тут расположилась пара совсем не церковных экспозиций:

-8

На одной поляне - машины и трактора, на другой - повозки, жернова и бороны да плуги. Как я понимаю, идейного посыла всё это не несёт - просто раритеты из домов и гаражей местных греков:

-9

Дорожка поднимается на гору, в местный Гефсиманский сад. Беседка на его краю - на самом деле Вознесенская часовня:

-10

Над садом высится собственно Рио-де-Кавказ - Воскресенская часовня (2013) под статуей Иисуса Христа.

-11

Чуждой для русских традиций и потому высочайшей в России (22 метра):

-12

Апостолы ведут вдоль лестницы

-13

Образующей эффектный каскад:

-14

У лестницы - ещё пара храмов. Слева (если от статуи Христа спускаться) - часовня Петра и Февронии, Иоакима и Анны (2014):

-15

Она же - Венчальные врата.

-16

С другой стороны к грекам присоседились грузины - часовня Давида Гареджийского своим посвящением напоминает о знаменитом скальном монастыре в Кахетии, а сквозной камень для неё привезён из Мцхеты.

-17

Что же до макета храма, то судя по чужим фото, так выглядят многие надгробия на греческих кладбищах Ессентуков. Сами кладбища, опять же судя по чужим фото, по-западному светлы и безупречны, а лежат на склонах с дальними видами. Но ни одно из них увидеть мне в оба приезда не довелось.

-18

У основания лестницы - небольшой вертеп (вид снаружи на кадре выше):

-19

Поодаль - Ильинская часовня (2006-07), ближе - центральный в нижней части Успенский храм (2010-12) с византийскими формами:

-20

И резным деревянным убранством:

-21

Исходная в комплексе церковь Петра и Павла (1999-2004), фундация Алексовых и проект Музенитова - пожалуй, наименее интересная по своей архитектуре:

-22

Своими золотыми куполами ей вторит Троицкая часовня (2007):

-23

Олицетворяющая святыни утраченных понтийских храмов:

-24

В ней также очень красив резной иконостас:

-25

Напротив - крестильная часовня Всех Святых:

-26

Впечатляющая голым каменным интерьером:

-27

Ну а аллея бюстов, ведущая к главному входу - это "Христиане до Христа". Как ни крути, а ни один народ не дал человечеству столько, сколько греки, и владелец гиросной, строительный подрядчик, "решала" по делам репатриации да отошедший от дел бандит, принося деньги на строительство этих храмов, помнили, что Софокл и Плутарх - их соотечественники.

Ну а Церковь со времён апостолов ведёт дискуссии о том, можно ли считать христианами тех, кто жили задолго до Пришествия, но жили честно и смотрели в корень...

-28

Ещё один греческий след на Пятигорье - кухня: гирос и сувлаки тут такой же обыденный фаст-фуд, как шашлыки и чебуреки, наибольшей концентрации достигая, конечно же, в Ессентуках. Есть тут и заведения с высокой греческой кухней (помню, как в 2014 всего-то за 600 рублей обедал мидиями и жареным сыром), а знакомый рекомендовал гиросную "Византия" - простецкую с виду, но добротную.

-29

Впрочем, лучшее заведение в Ессентуках - хинкальная "Вах-Вах", которая, определённо, и в Тбилиси бы не затерялась. Но Грузия - рядом, а Греция - далеко, и по всем переписям ясно, что греческая община России вот-вот повторит судьбу немецкой или еврейской. Но как потомки нации философов и ораторов, писателей и математиков, изобретателей и завоевателей, греки на прощание всё же оставили своей русской столице зримую память о себе.