Найти в Дзене
Твори свою жизнь

Почему вы ничего не можете (и почему на самом деле это не так)

Оглавление
Анастасия Эльберг. Почему вы ничего не можете (и почему на самом деле это не так)
Анастасия Эльберг. Почему вы ничего не можете (и почему на самом деле это не так)

По натуре я тихий, слабохарактерный и инертный человек. Мне некомфортно, когда я оказываюсь в центре внимания. Но все в моей жизни (я не преувеличиваю) работало, работает и продолжает работать с одной-единственной целью: выбить меня из зоны комфорта. И я искренне благодарна Вселенной за то, что дела обстоят именно так, хотя полезный смысл происходящего дошел до меня не сразу и не в один день.

Привет, меня зовут Настя. Я – коуч и исследователь-практик в сфере личной эффективности и продуктивности. Сегодня мы говорим о том, почему вы ничего не можете – и почему на самом деле это не так. Читайте до конца и подписывайтесь на канал.

Жить или позволять жизни себя проживать?

Одной из поворотных точек на моем пути стала книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», которую многие из вас, полагаю, читали. Все навыки ключевые (включая восьмой, о котором написана отдельная книга), но главный – проактивность. Антипод проактивного человека – это реактивный человек, своеобразная «жертва» жизни. Проактивный человек живет. Реактивный позволяет жизни себя проживать.

Вот предполагаемая ситуация: вы не удовлетворены своей работой, но совершенно точно знаете, что на данный момент не хотите ее менять. У вас нет возможности для продвижения. У вас есть только ваши обязанности и четкий график – и ничего больше. Реактивный человек сядет и будет страдать. «С этим ничего не поделаешь, что я могу поделать?». Проактивный человек возьмет ручку и бумагу и устроит себе мозговой штурм.

Мой канал Telegram.

Да, есть вещи, которые я не могу изменить. Но я сконцентрируюсь на возможностях. Итак, каковы же они? Кто он: ценный работник? Очевидно: тот, кто приносит ценность компании. Как я могу принести ценность компании в данной конкретной ситуации? Есть ли какие-то вещи, на которое следует обратить внимание руководства? Есть ли у меня какие-то предложения по улучшению?

И реактивный человек, и проактивный человек видят недочеты, но способ их мышления различен. Реактивный человек сконцентрирован на том, что он не может. Проактивный человек сконцентрирован на том, что он может. Для способа мышления «я ничего не могу с этим поделать» придумали термин: выученная беспомощность. Это – паттерн мышления, позволяющий оставаться в зоне комфорта. «Мне плохо, но если я выйду, будет еще хуже!». Все жалуются тихонько, все страдают. И таким образом мы создаем социальные нормы.

Смиряйся. Будь тихим. Ты все равно ничего не изменишь. Тебя засмеют. У тебя ничего не получится. Этого никто до тебя не делал. Это делали тысячи людей до тебя, но никто не преуспел.

Словом, пусть у тебя все будет плохо – так, как у всех нас.

Жаловаться или менять?

На одном из моих предыдущих мест работы сложилась непростая ситуация. Мы с руководителями собрались на совещание. Вопрос на повестке дня был такой: днем сотрудникам уделяют много внимания и всячески балуют, а тем, кто работает вечером и ночью, ничего не достается. Они чувствуют себя одинокими и потерянными, у них нет мотивации, и положение усугубляется тем, что в «нетрадиционные» часы работать ох как непросто.

Мнения разделились. Кто-то говорил «с этим ничего не поделаешь, так оно всегда будет, потому что по вечерам и по ночам народу меньше, всем на них плевать, и работа не такая напряженная». Кто-то говорил «да, думаю, с этим нужно что-то сделать, вот только послушают ли нас?..». В итоге мы сначала написали список того, что хотим изменить, а по его мотивам создали презентацию.

Слухи распространились быстро. Было смешно и одновременно грустно наблюдать демонстрацию противостояния «проактивность-реактивность» в офисе. 80 процентов сотрудников прямо говорили нам, что мы занимаемся ерундой. 20 процентов говорили, что мы крутые, и даже предлагали свою помощь: пойти на совещание вместе с нами и высказаться, а если не высказаться, то просто посидеть рядом и молчаливо поддержать.

В назначенный срок мы пришли на совещание с высшим руководством и представили презентацию. Из обещанных «десять минут, по-быстрому» она превратилась в пространный рассказ о проблемах сотрудников, работающих преимущественно в вечерние и ночные часы. Мы говорили по очереди и наблюдали, как у представителей руководства вытягиваются лица. Мы не могли понять, удивлены они или разочарованы – шутка ли, эти люди выделили время в своем графике для того, чтобы послушать наш «бред».

Выяснилось, что они не были удивлены. Они были шокированы. Они не имели понятия о большинстве проблем, которые мы подняли. И тот факт, что мы предложили решения, привел их в еще больший шок. Мы составили программу для улучшения ситуации и уже на следующий день приступили к ее реализации.

Первые результаты стали заметны уже через неделю: атмосфера из напряженной превратилась в спокойную, сотрудники приходили на работу с улыбкой и делали все с большей отдачей. Одна из руководителей, женщина, ради совещания приехавшая с другого конца страны, сказала нашей прямой начальнице: «С такой командой мы можем спать спокойно по ночам, офис в надежных руках! Жаль, что они растрачивают потенциал попусту на теперешних должностях». Через месяц половина из нас получила новые должности, хотя до этого мы не видели ни одной возможности для повышения.

А на чем вы чаще всего концентрируетесь – на причинах того, почему не получится, или на возможностях? Делитесь в комментариях и не забывайте… вы знаете.