Найти в Дзене
Ходячая энциклопедия

Красота - страшная сила. Как изменились идеалы красоты за последнее столетие?

Оглавление
Реклама бренда "CalvinKlein" тогда и сейчас. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Реклама бренда "CalvinKlein" тогда и сейчас. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! С момента окончания XX века прошло уже более 20 лет. За эти годы поменялось всё: наши привычки, культура потребления, отношение к здоровью, творчеству, еде и прочее. Не прошли также мимо изменений стандартов красоты. Общество постоянно меняет стандарты и задает новые тренды. Сначала "округлые" женщины были в моде, но спустя какое-то время появляется тренд на то, что женщина должна быть худой. Затем модными становятся рельефные мускулы и кубики на животе. С начала 2020 годов все в корне изменилось. Мысль о том, что красота может быть разной, начинает укрепляться. Так, на билбордах может красоваться реклама всем известного бренда с темнокожей PlusSize моделью с пышными формами, и если для нашей страны это в диковинку, то в европейских странах это уже никого не может удивить. Сегодня мы поговорим о том, как менялся тренд на женскую красоту за последнее столетие и почему то, что, нам кажется немыслимым и абсурдным, спустя какое-то время становится нашей реальностью.

Стандарты красоты начала - середины XX века

Мэрилин монро - секс-символ середины XX века. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Мэрилин монро - секс-символ середины XX века. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

К началу XX века стандарты красоты были довольно консервативными. Было модно иметь овальное лицо, нежную бледную кожу и высокие скулы. Женщины используют бледящие пудры и красители для придания лицу более бледного и нежного оттенка. Также было важно иметь аккуратные брови с изящной дугой.
Однако, с приходом 1920-х годов все изменилось. Эта эпоха, известная как "Джазовый век" или "Эпоха Большого Гэтсби", принесла с собой новые свободные нравы и модные тренды. Женщины начали окрашивать губы яркой помадой, которая стала одним из визитных карточек этого времени. Бледный и нежный образ уступил место ярким и смелым макияжу.
После Великой депрессии в США и Второй мировой людям хотелось радости и веселья, и на фоне военного прошлого к упитанному телу относились хорошо. Стандартом красоты стала фигура "песочные часы" — с большой грудью и широкими бёдрами, но при этом стройными ногами и тонкой талией. Образцом красоты в США была Мэрилин Монро, в Европе — Брижит Бардо.
В 1950-х годах женская красота достигла пика женственности. Голливудские иконы вроде Мэрилин Монро и Аудрей Хепберн вдохновляли женщин быть женственными и сексуальными. Были модными длинные, ухоженные волосы, тонкий аккуратный макияж и отлично подобранная одежда. Была акцентирована талия и формы, которые дополнялись элегантными нарядами и аксессуарами.

Брижит Бардо. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Брижит Бардо. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

В СССР после Великой Отечественной войны стали открываться парикмахерские, где можно было сделать причёску и маникюр. Также в это время государство начало отправлять людей в санатории, откуда многие возвращались с прибавкой в несколько килограммов. После голодных военных лет полнота у советских женщин не считалась чем-то зазорным. В это время девушки начали копировать моду зарубежных журналов — шили платья по выкройкам, стали носить кардиганы и пиджаки.
Стандарт красоты советской женщины отличался от западных тенденций и был сильно связан с идеологией коммунизма и равенством полов. В Советском Союзе подчеркивались простота, естественность и стремление к совместным целям.

Журнал "Советская женщина" 1961 года. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Журнал "Советская женщина" 1961 года. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Внешний облик советской женщины был далек от акцента на роскошь и гламур, характерных для западной моды. Было модным иметь естественную кожу нежного оттенка без яркого макияжа. Смелые и яркие цвета редко использовались, предпочтение отдавалось нейтральным тонам. Социалистический образ женщины подразумевал активное участие в труде и строительстве социалистического государства. Важную роль играла физическая сила и здоровье, поэтому занятия спортом и поддержание физической формы стали важными компонентами стандарта красоты. Большое внимание уделялось также нравственным качествам. Женщина должна была быть сознательной, самостоятельной и гармоничной внутри. Ценности семьи и материнства также были важными и считались основой красоты советской женщины.

Женская красота в 80-90ых годах XX века

Модные женские стрижки в 80-ых годах XX века. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Модные женские стрижки в 80-ых годах XX века. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

В 80-90-е годы XX века стандарты красоты значительно менялись и развивались в зависимости от культурных влияний и социальных трендов того времени.
В этот период в западном мире модные стандарты красоты стали менее консервативными. Женщины начали активно экспериментировать со стилем, используя яркие и ярлыки: "бад гёрлс". Модные тенденции определялись знаменитостями и музыкой, что привело к различным стилям и экспериментам с внешностью. Были модными яркий и контрастный макияж, длинные ногти, разнообразные прически и экстравагантный стиль одежды. Женщины предпочитали носить яркий и контрастный макияж с подчеркнутыми глазами и густыми ресницами. Волосы стилизовались с помощью крупных завитков и высоких причесок. В этот период женская красота отражала энергичность и силу.
В 90-е годы красота стала более естественной и минималистичной. Были популярны натуральные оттенки в макияже, где уделялось внимание созданию образа "без макияжа". Натуральные и расслабленные прически, такие как "бедная девочка" или "вечерняя независимость", стали модными. Был акцент на ухоженной коже и здоровом образе жизни.
В то же время, появился идеал "супермодели", который олицетворяли знаменитости, такие как Клаудия Шиффер, Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл. Они были символом роскоши, сексуальности и силы. Кожа была загорелая, волосы стилизованы в сочные прически, а макияж подчеркивал выразительность глаз и губ.

Клаудия Шиффер в 90ых годах XX века.  Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Клаудия Шиффер в 90ых годах XX века. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Стандарты красоты в XXI веке. Фитнес, загар и гламур.

Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

В начале 2000-х стандартом красоты во всём мире всё ещё было худое тело. В 2010-х красивой снова считалась фигура «песочные часы» — большая грудь, тонкая талия, широкие бёдра, упругая попа с длинными ногами. Чтобы нарастить объёмы в нужных местах, женщины стали приседать на корточках и поднимать гантели. Вернулась мода на фитнес, но теперь вместо аэробики в тренде были йога, пилатес и другие виды спорта без отягощений.
Выросла популярность пластической хирургии — женщины стали увеличивать грудь, "исправлять" нос и делать инъекции ботокса. Привлекательной считалась смуглая кожа, моду на которую ввели знаменитости — Дженнифер Лопес и Кристина Агилера. Чтобы добиться нужного оттенка, девушки посещали солярии и использовали автозагар. Тренд на смуглую кожу стал спадать только в 2008 году с выходом фильма «Сумерки». Ещё один тренд того времени — пирсинг пупка и языка. Примерами красоты того времени можно считать Бритни Спирс или Пэрис Хилтон.
В 2009 году место самой красивой женщиной называли уже не певицу Бритни Спирс, а голливудскую актрису Анджелину Джоли. Главными «фетишами» десятилетия стала оливковая кожа, пухлые губы, высокие скулы и пушистые ресницы.

Анджелина Джоли. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Анджелина Джоли. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

И хотя к тому моменту уже существовало движение бодипозитива — оно появилось в 1996 году, — в популярной культуре разнообразия было мало: глянец называл красавицами только обладательниц стройных фигур вроде Анджелины Джоли и Кристины Агилеры. Но все изменилось с началом 2020ых годов...

Моё тело - моё дело

Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Ближе к 2020 году стандарты красоты стали более разнообразными. Развитие феминизма, так называемого "бодипозитива" и различные социальные движения стали важным фактором в изменении восприятия красоты.
Одно из ключевых изменений в эти годы было движение в сторону представления всех типов красоты. Вместо того, чтобы продвигать единственный идеал красоты, сейчас все больше модных брендов и журналов стремятся отразить разнообразие телосложений, этнических групп и возрастов. Например, модные показы и рекламные кампании часто представляют пышные модели, моделей с разным телосложением, а также трансгендерных и неконформных моделей. Сегодня мысль о том, что красота может быть разной, начинает укрепляться. Одним из главных причин исследователи считают смешение культурных и этнических традиций, вызванных миграцией и глобализацией человечества. Разные культуры объединяются, открытый доступ к информации ускоряет этот процесс.
В результате известные люди больше не боятся заявлять о своих отличиях и открыто обсуждать особенности внешности. Яркий пример — канадская модель и активистка Винни Харлоу, которая известна тем, что сделала карьеру с витилиго, нарушением пигментации кожи.

Винни Харлоу. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Винни Харлоу. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

На модных показах всё чаще можно увидеть моделей с разными особенностями: есть модели plus size, девушки с веснушками и брекетами, лопоухостью и косоглазием. На подиум выходят транслюди и модели-андрогины, модели-альбиносы и модели в возрасте, на инвалидных колясках и с протезами. Тренд на разнообразие пока что только зарождается — необычных моделей на обложках журналов можно встретить не так часто, а реакция на них неоднозначна.

Современная мода пытается обратить внимание на разных девушек. Фото со страница Ким Кардашьян в социальной сети.
Современная мода пытается обратить внимание на разных девушек. Фото со страница Ким Кардашьян в социальной сети.

Итог

Недавняя реклама Nike, вызвавшая неоднозначную реакцию в соцсетях. Многие люди считают, что полная девушка не может быть олицетворением спортивного бренда. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".
Недавняя реклама Nike, вызвавшая неоднозначную реакцию в соцсетях. Многие люди считают, что полная девушка не может быть олицетворением спортивного бренда. Фото из открытых источников "Яндекс.Картинки".

Как пишет издание "Горящая изба", футуролог моды Джеральдин Уорри считает, что красота циклична, и даже даёт прогноз на следующие десятилетия: по её мнению, в 2068–2078 годах в моду войдут яркие дреды в африканском стиле, в 2078–2088 — панк-тату-граффити и камуфляжный макияж, символизирующие протест против цифровых технологий.
В XX и XXI веке представление о женской красоте менялось под влиянием исторических событий. К женщинам предъявлялось много требований — от макияжа и причёски до норм веса. Многие из этих требований оказались губительными для здоровья: из-за нереалистичных стандартов, например, широко распространились расстройства пищевого поведения.
Благодаря появлению интернета и глобализации в обществе постепенно начинает расти толерантность к тем, кто отличается от стандарта, — и это можно считать отличительным признаком нашего времени. Но как Вы могли заметить, мода - циклична. Если в 50ые года XX века идеал женской красоты была фигура "песочные часы", то спустя 50 лет она вновь обрела популярность в начале 2000ых годов.
По сути, современные тенденции женской красоты, выраженные в разнообразии телосложений, физических и этнических особенностей, могут быть рассмотрены как форма протеста против установленных стереотипов и идеалов красоты, которые ранее были подчинены узким критериям.
Подобно тому, как хиппи движение 1960-х годов и панк-культура 1970-х годов являлись протестом против социального уклада и стандартов той эпохи, современные тенденции красоты выражают протест против существующих норм и ограничений в области внешности. Рано или поздно любой протест заканчивается, так что не удивлюсь, если то, что в настоящий момент считается прогрессивным и вызывает поддержку общества, может со временем быть пересмотрено или изменено.

А Вы как считаете, должен ли вообще существовать в принципе некий стандарт женской красоты? Как относитесь к последним тенденциям моды: бодипозитив, феминизм и прочее? Пишите в комментариях! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

#общество #интересные факты #бодипозитив #феминизм #мода #красота #тренды #женская красота