Найти тему

Памятник погибшим строителям железнодорожного моста в посёлке Увек

Краткое описание:

В истории мостостроения, вряд ли найдется мост, постройка которого была бы так богата проектами, схемами, борьбой и спорами за варианты, а главное, трагическими событиями, как строительство железнодорожного моста через Волгу в окрестностях Саратова.

Только разговоры о местоположении моста заняли 37 лет. А когда место все-таки было выбрано, казалось, само небо воспротивилось появлению на саратовской земле этого железного монстра. Более сотни человек при различных обстоятельствах погибли на стройке этого сооружения. А сохранившаяся часть архивного фонда (150 килограммов), собравшая в себе доклады, отчеты, проекты, вполне может претендовать на самое большое надгробие для братской могилы героев первых трудовых пятилеток.

Памятник погибшим строителям железнодорожного моста (№1) находится недалеко от самого моста в посёлке Увек, на улице Увекской, напротив дома 27.

№1 (Памятник в настоящее время)
№1 (Памятник в настоящее время)

История:

Вокруг строительства моста через Волгу на рубеже XIX-XX веков шла ожесточенная полемика между обществом Рязано-Уральской железной дороги и управляющими структурами города Саратова. Для городских структур, по преимуществу купеческих и помещичьих, сооружение моста сулило большой торговый оборот и значительное повышение стоимости городских земель, как в Саратове, так и в Покровской Слободе (ныне город Энгельс). Поэтому они настаивали на его сооружении в самом городе, в районе Глебучева оврага. Железнодорожники были заинтересованы в наиболее выгодной эксплуатации железнодорожной переправы, поэтому лучшим вариантом для общества РУЖД был переход Волги у поселка Увек.

В 1900 году общество РУЖД сообщило в особую комиссию при Казанском округе путей сообщения, что оно готово построить мост в самом Саратове, выше Глебучева оврага. В 1915 году в эту борьбу за варианты включается инженер Лахтин В.М., который выдвинул проект перехода в пяти верстах выше Саратова по течению Волги.

Президиум Госплана СССР, рассмотрев в августе 1928 года материал НКПС, согласился с необходимостью первоочередной постройки железнодорожного моста в Увеке и поручил НКПС провести технические изыскания мостового перехода.

Мост строился долго и трудно. Поставленный перед строителями срок пуска моста — 15 февраля 1934 года был сорван.

«Стальмост», за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста в августе 1933 года руководство этой организации было сменено. Началась гонка по ускорению строительства, даже обедали рабочие на своих местах, чтобы экономить время на спуск и подъём. Спешка привела к трагедии — 13 апреля 1934 года одна из опор разрушилась, деформированные части конструкции обрушились на лёд с 14-метровой высоты. Вместе с ними вниз полетели люди. Люди падали с 14-метровой высоты прямо в Волгу, пробивая своими телами оставшийся лед. Холодный волжский панцирь не выпускал из своего плена никого.

В этот трагический день погибло свыше ста пятидесяти человек. Точных данных о погибших до сих пор никто не знает.

Погибших похоронили и был установлен памятник. Вот только в списке погибших на нём значится только 21 фамилия и еще 2 фамилии людей, погибших 8 января 1935 года (№2).

№2 (Табличка со списком погибших)
№2 (Табличка со списком погибших)

17 мая 1935 года мост длиной в 1730 м был принят в эксплуатацию. На тот момент – крупнейший в Европе. Это был второй мост в стране с бетонными опорами. С этого времени, вот уже более 88-ти лет Саратовский железнодорожный мост добросовестно служит для перевозки грузов и пассажиров , соединяя центральную часть России с Юго-Востоком, Средней Азией, Уралом , Сибирью и т.д.

Саратовский железнодорожный мост стал крупнейшим мостом первой пятилетки (и первым в Европе!) , на строительстве которого были использованы новые и более технологичные для того времени методы строительства подобного рода железнодорожных объектов.

Изначально, проект железнодорожного моста через Волгу, назывался «Линия Саратов – Миллерово» с подзаголовком «Сооружение моста через р. Волгу под г. Саратовом. Предварительный проект». То есть мост, судя по названию, являлся частью более широкого плана.

Следующие фотографии (№3, №4, №5, №6, №7, №8) посвящены строительству железнодорожного моста:

№3 (Сооружение бетонных опор моста)
№3 (Сооружение бетонных опор моста)
№4 (Монтаж правобережных опор моста)
№4 (Монтаж правобережных опор моста)
№5 (Первые пролёты моста на бетонных опорах)
№5 (Первые пролёты моста на бетонных опорах)
№6 (Осмотр выполненных монтажных работ инспекцией)
№6 (Осмотр выполненных монтажных работ инспекцией)
№7 (Триумфальная арка у моста. Открытие моста)
№7 (Триумфальная арка у моста. Открытие моста)
№8 (Готовый железнодорожный мост)
№8 (Готовый железнодорожный мост)