Крис Нолан умеет интриговать. Даже байопиком про и без того знаменитого ученого - "отца атомной бомбы". Поэтому Киноманьяк с нетерпением ожидал премьеры. И поэтому посмотрел его в один день с такой другой по настроению "Барби".
О ЧЕМ?
Роберт Оппенгеймер собирает команду гениев, чтобы создать что-то поистине ужасающее. А еще фильм про военных, связи с коммунистами, пацифизм, самобичевание, подковерные игры и политические интриги.
ЧТО ТАК?
- Актерский состав. Здесь маститые актеры на всех основных и второстепенных ролях - Мерфи, Деймон, Дауни, Блант, Пью. Здесь целый веер крутых актеров в эпизодах - Малек, Кейси Аффлек, Брана. Есть приятные появления тех, кого вообще не ждал уже увидеть, - Хартнетт, ДеХаан. Есть титулованные актеры с парочкой реплик: Гари Олдман в роли Трумэна появляется на экране всего на минут 5. А есть просто ворох узнаваемых лиц, имен которых, вы возможно не помните, но точно их видели - Хьюи из "Пацанов", молодой Хан Соло, Флоки из "Викингов". Ну а если любой из актеров на экране, может в одиночку выдать офигительный перфоманс, то все вместе они в состоянии заставить тебя поверить во все происходящее на экране.
- Музыка. Да, в этот раз ее писал не восхитительный Ханс Циммер, а молодой, но уже с Оскаром за саундтрек второй "Черной Пантеры" Людвиг Горанссон. Он уже работал с Ноланом над "Доводом" (и там музыкальное сопровождение тоже было запоминающимся). А среди прочего он ответственен за оригинальную музыку в "Веноме", "Мандалорце" и "Я краснею"
- Нелинейное повествование. Вообще байопик - тяжелый для экспериментов с подачей материала жанр. Ведь в основе лежит всегда реальные события и известная история. А Нолан решил использовать свой излюбленный прием - смешение нескольких временных отрезков (мы видели это и в "Дюнкерке", и "Помни", и в том же "Доводе"). Зритель одновременно видит и обучение Оппенгеймера в Англии, и научные изыскания во время войны, и допрос с пристрастием и отношения с любовницей. Любителям четкой линейности будет тяжело перескакивать с события на событие, но Киноманьяк от такой фишки в восторге.
ЧТО НЕ ТАК?
- Отсутствие фирменного Нолановского рояля в кустах. Фамилия режиссера давно стала брендом: говоришь "Нолан" - подразумеваешь небанальный сюжет с "выносом мозга" и потенциально небанальной концовкой. Здесь ничего этого нет. Что в целом объяснимо - ведь у нас тут не фантастика, а эпизоды из жизни реального человека, и неожиданный финал вписать тут некуда
- Фильм ну очень длинный - 3 часа. Нет, он нигде не проседает в динамике, и история нигде не буксуют. Но как будто бы можно было и сократить. Прежде всего за счет того, чтобы просто вырезать часть слишком эпизодических персонажей. Как Киноманьяк ни радовался тому, что благодаря фильму узнал, что сам Ричард Фейман (а это чуть ли не "отец" научпопа) работал с Оппенгеймером, но убери этого персонажа - ничего в истории не изменится. И таких персонажей здесь с пару десятков наберется.
- Много разговоров, дискуссий и научных изысканий и мало собственно первого атомного взрыва, а Хиросима и Нагасаки вообще упоминаются постфактум и чуть ли не вскользь. Да, безусловно, испытание Тринити - это конец второго акта и переломный момент в мировоззрении Оппенгеймера. Но самого взрыва хотелось бы и побольше. В красивую графику команда Нолана определенно умеет, так что даже не понятно, почему ему уделено так мало
ИТОГ
8 атомных взрывов из 10. Тем, кто ждет "фирменного Нолана" здесь делать нечего. Это тяжелая и длинная драма реального исторического лица. Личная трагедия ученого, который стремился победить в войне и начал новую, еще более страшную. Моральные метания человека, который осознал, что натворил. А еще как минимум час старых добрых политических интриг, в которых честный человек всегда проигрывает