Найти тему

Основные "смысловые" правила хорошего диалога

Как и обещал, я собрал для вас из своих статей о диалоге все основные правила, которые касаются смысла диалога, его логики и достоверности.
Почему я считаю это важным? Некоторые писатели думают, что достаточно исправить речевые ошибки, знать «языковую организацию» диалога – и дело в шляпе.
Однако если писатель не продумывает диалог, не понимает его смысла, значения, места и роли в сюжете, даже хороший язык не спасет. А когда писатель четко знает, зачем нужен диалог, каковы мотивация, цели, позиции, роли участников, что привело к нему и что будет после диалога – сюжет, что называется, катится как по маслу.

ПРАВИЛО 1️⃣
Необходимость диалога. Диалог персонажей возникает тогда, когда он необходим, без него невозможно раскрыть нужные смыслы, а передать их другими средствами – неэффективно.

ПРАВИЛО 2️⃣
Каждый диалог – это тоже событие. И в качестве события диалог прямо двигает или поворачивает сюжет.

ПРАВИЛО 3️⃣
Диалог – это не просто разговор двоих. Не стоит забывать о писателе (повествователе) и о читателе.

ПРАВИЛО 4️⃣
Персонаж может вступать в диалог со своей совестью, «Я», вымышленным двойником, отражением в зеркале и т.д., когда его одолевают сомнения, проблемы, которые он не может разрешить в определенный момент.

ПРАВИЛО 5️⃣
Нарративизированный диалог выполняет те же функции, что и драматизированный, а это значит, что в нем тоже есть конфликт (у разных исследователей: внутренний, отражающий, зеркальный), этот конфликт заставляет героя думать и действовать.

ПРАВИЛО 6️⃣
В информационном диалоге недопустимо, чтобы персонажи передавали информацию для читателя. То есть самим участникам диалога информация известна.

ПРАВИЛО 7️⃣
Если в информационном диалоге, как правило, участники равны, то в проблемном отношения сложнее. Важно, кто является носителем проблемы, важны цели участников.

ПРАВИЛО 8️⃣
Герою (или персонажу) незачем обсуждать свою проблему, если он знает, как ее решить.

ПРАВИЛО 9️⃣
Задача писателя (вернее, акцент в таком диалоге) – раскрыть характеры, эмоции, силы, возможности и способности обоих участников, выделив героя.

ПРАВИЛО 🔟
Задача писателя – дать оценку проблемы, выбора возможного решения, показать степень участия каждого в диалоге или полилоге.

ПРАВИЛО 1️⃣1️⃣
Слишком длинная цепь неглубоких конфликтных диалогов ведет к снижению динамики, значит, к снижению читательского интереса. А глубокие конфликтные диалоги, следующие один за другим – к читательской усталости. Все хорошо в меру.

ПРАВИЛО 1️⃣2️⃣
Первая фаза диалога (фаза нагнетания) наиболее экспрессивная, драйвовая и самая длинная. Реплики похожи на словесное фехтование с чередованием атаки и защиты. Пик равен кульминации, то есть наступает некая уравновешенность отношений и точное понимание происходящего участниками (и читателями тоже). Третья фаза (фаза угасания, развязка), как правило, короткая, закрепляет сказанное и намечает будущие события.

ПРАВИЛО 1️⃣4️⃣
Каждое событие (диалог в том числе) в сюжете подготавливается: выстраиваются причинно-следственные связи, временные и пространственные рамки, озвучиваются предпосылки, подвешиваются ружья и т.д.

ПРАВИЛО 1️⃣5️⃣
Для любого вида разрешения открытого конфликтного диалога важны достоверность и логика. Исход диалога определяет его пик. Между пиком и исходом не может быть противоречия, если только герой не притворяется (в этом случае речь уже о другом конфликтном диалоге – скрытом).

ПРАВИЛО 1️⃣6️⃣
Важно, что позиция каждого участника диалога «тащит» за собой определенные последующие действия, события. Они должны соответствовать виду диалога, быть достоверными.

ПРАВИЛО 1️⃣7️⃣
Мотивация обеспечивает достоверность диалога, создает многослойность, организует интригу. Кроме того, именно мотивация заставляет участника вести себя так или иначе, выстраивать диалог в определенном стиле.
Без мотивации (слабой или сильной) каждого участника в самом конфликтном диалоге нет никакой необходимости.

ПРАВИЛО 1️⃣8️⃣
Намерения и цели не всегда совпадают, меняются в ходе диалога, скрываются или обозначаются открыто.

ПРАВИЛО 1️⃣9️⃣
Г
ерой должен сформулировать цель по формуле: моя цель – это… образ (его состояние, положение), выраженное существительным. Задачи (мысленный образ действий и их выполнения) формулируются при помощи глаголов: начать, выполнить, сделать-то-то, получить и т.д.

ПРАВИЛО 2️⃣0️⃣
Чем вариативнее сверхзадачи участника конфликтного диалога, тем больше интриги, тем неожиданней поворот сюжета. Чем дольше читатель не догадывается о сверхзадаче, но получает намеки, тем ему интереснее.

ПРАВИЛО 2️⃣1️⃣
Мотивация, роль, позиция, цели одного участника в открытом конфликтном диалоге противоположны полностью или частично тому же у другого участника.

ПРАВИЛО 2️⃣2️⃣
Выбор стратегии и тактик участником диалога зависит от его мотивации, целей, степени важности позиций.

ПРАВИЛО 2️⃣3️⃣
«Козыри» не используются в начале диалога. Почему? Это уже психология. Как правило, люди поначалу пытаются договориться, как-то убедить, склонить собеседника на свою сторону. «Козыри» нужны тогда, когда другие средства исчерпаны. Они прекращают диалог. Если их использовать в начале, то в самом диалоге нет никакой нужды.

Ну а далее можно поговорить о речевых особенностях диалога. Эти правила тоже, конечно, нужно знать.

Все статьи в подборке "О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц