Женщина никак не могла рассчитаться с долгами. Она постоянно была должна, всем должна - кому-то деньги, кому-то вещи, которые случайно испортила, кому-то помощь и поддержку, которую обещала давно, но никак не могла разделаться со своими делами, чтобы выполнить обещание. Ну вот какие-то постоянно были у неё обстоятельства. Откладывать она не могла, планировать не умела, экономить не получалось. Поэтому панически боялась кредитов, потому что не сможет отдавать. И не брала она кредиты никогда, зная свои отношения с деньгами. Ну, не была она практичной и расчетливой. Жила очень скромно всегда, скромнее скромного. Сначала жила на свою зарплату, не маленькую, но выше среднего, для неё одной вполне можно было зарплату назвать очень даже приличной. А потом пришло время и она так же стала жить, только еще более экономнее, на свою микроскопическую пенсию, которую «заслужила» за сорок лет трудового стажа. Хоть и ответственная была, и обязательная, и ценили её всегда на работе, но вот пенсию назначили стыдную. Но пенсию не работодатель платит, а государство дает. И думала она, как же это унизительно, проработав большую половину жизни, получить минимум из возможного в знак внимания и заботы от государства.
И всегда у неё не вовремя случались какие-то незапланированные события. Только собралась отложить хоть тысячи две-три, и, - раз! - заболела, нужно дорогостоящее обследование сделать, зубной протез сломался, батарея потекла, окно сломалось, страховка подошла, из-за тяжбы по наследству адвоката нанимать надо, старый любимый кот заболел, дни рождения детей и внуков случались… И всё такое неотложное и обязательное приходило как-то неожиданно и незапланировано! Всё, что заставляло влезать в долги, потому что своих доходов категорически не хватало, чтобы возникшие проблемы разрешить. Много срочных расходов образовывалось каждый месяц. И научилась она жить на копейки так, как никогда не жила.
И помогать надо было близким людям - то сыну до зарплаты, то внучке на карманные расходы. И не успевала она погасить одни долги, как появлялись другие нужды, которые тянули за собой следующие долги. Она работала, пока могла и пока была работа. Она была востребована в своей специальности. Хоть и небольшой доходец от работы был, но выручал её. Заработанные деньги уходили на долги, а пенсия на коммунальные услуги и проживание, или наоборот - пенсия на погашение долгов, а заработанные деньги на жизнь. Всё зависело от того, что вперёд приходит. Но должна она кому-то была всегда. У чужих людей не брала, просила у дочери и по-честному отдавала всё до копеечки.
И вот как-то после разговора со своей знакомой, которая на свою пенсию живёт достойно, отдыхать ездит два раза в год, одевается прилично, женщина подумала - почему же она сама всегда должна? Почему она всю жизнь не может выбраться из долговой ямы? Сколько себя помнит, всегда «стреляла» денег до зарплаты. Вот ведь и экономная она по жизни. Очень экономная, потому что она способна запланировать свои траты так, что на одну тысячу две недели прожить может. Научилась… Нет, она не голодает, потому что она еще и запасливая очень - в доме всегда есть крупы, соль, сахар, консервы и прочая бакалея. И вот на свой вопрос «Почему я всегда кому-то должна?», она сама себе дала ответ, немножко порассуждав. И вспомнила вот эту самую знакомую, которая ей сказала, что она - птица вольная, ни от кого не зависит, хотя тоже есть и дети, и внуки. И никому она не помогает, а помогают ей - сын, внук, невестки (даже бывшие жёны её сына ей помогают). «Что во мне не так?» - подумала женщина. И ответила сама себе: «Завышенное чувство долга».
Долг - это ведь не только про деньги, подумала женщина. Долг - это пожизненное состояние. Она должна всю жизнь всем и всё. И в этом состоянии, и с этой установкой женщина живёт с раннего детства. Она должна была как старшая сестра следить за младшими. Должна была прибирать в доме, гладить бельё, должна была поливать и полоть огород, ездить на сенокос с родителями. Она должна была хорошо учиться. Она должна была помогать бабушке. Она должна была носить на коромысле воду из колонки в дом и в баню, а потом должна была эту баню топить. Должна, должна, должна… У нее очень мало было свободного времени, - она всегда что-то была должна делать. Она даже гуляла очень мало и то всегда в зоне видимости родителей. Ей так и говорили: "Ты должна!". Даже девочкой она должна была быть - аккуратной, воспитанной, заботливой, послушной и внимательной.
Это, в общем-то, правильно. Никто не спорит. Но только на этом слове «должна» у девочки по кирпичикам строилась вся её жизнь. Она всю жизнь находилась в состоянии какого-то долга. И чуть немножко позволит себе ребячьих, а потом уже и взрослых вольностей, тут же думает: «Я так не должна делать». Сделала уроки - должна убрать в доме. Убрала в доме - должна наносить воды. Наносила воды в дом - должна помочь с ужином, хотя бы картошку почистить. "Должна" - это слово произносилось редко, оно было не звучным в доме, но долг определялся с одного раза. И в голове всегда сидело: "Я должна!". И не знала она, за какое дело вперед хвататься, чтобы всё успеть до прихода родителей с работы.
Она просто привыкла так жить и всегда быть должной. Даже будучи уже глубоко взрослой, она сама себе начинала придумывать долги. Пока была жива мама, она должна была ей обязательно звонить два раза в день - утром и вечером. Она считала это заботой, переживанием за здоровье мамы. Это так и есть, но она воспринимала это как долг, обязанность, а не как заботу. И, пропустив время звонка, она бегом бежала к телефону и впопыхах начинала объяснять маме, что раньше не могла позвонить, на работе была занята.
Она должна была одна после развода восптывать детей. Она должна была помогать со внуками. Она должна была иметь достойную работу, на которой обязательно должна была быть руководителем.
То есть, вот такая жизненная установка, программирование состояния долга, они сковывали все желания, которые могли бы дать свободу личности. А потом эта установка начала управлять её жизнью уже как полноправная хозяйка, подкидывая то одно, то другое неожиданное событие. Как только появлялись деньги, сразу включалась установка: "Я - должна!". Как только появлялось свободное время или близился отпуск - опять включалось: «Я - должна!». Совершенно невозможно с чувством долга перед кем-то и чем-то идти по жизни, исполняя свои собственные желания!
Долг обязывал во главе угла ставить чужие желания. Только так будет комфортно жить. Надо обязательно взвалить на себя что-то и тащить, тащить, тащить… То хозяйство, то дети, то дача, то дом, то стирка, то завтрак-обед-ужин надо готовить…. А как без этого жить? Всю жизнь так жила и по другому уже будет неправильно. А так - правильно! Именно так и надо - чувствовать ответственность за своё «должна». Надо платить свой долг и быть должной кому-то. Хоть даже самой себе. Так она думала…. И без этого долга даже в одиночестве уже не представляла, как жить свободно, без долгов. Живёт одна, но где-то есть те, кому она должна чем-то помочь. Она о них думает. О ней не думает никто…
Казалось бы, внутренняя установка влияет на нашу жизнь, на все происходящие события. Только вот как она влияет, определить невозможно, потому что это чувство долга присутствует с детства и кажется нам, что по-другому вообще люди не могут жить. Без чувства долга жизнь будет несовершенной, кажется нам. Тем не менее, мы формируем свою жизнь, мы строим свою судьбу именно под влиянием этой установки - я должна! Нам страшно и боязно потратиться на красивые вещи, на путешествия, на вкусную еду, на развлечения. Ведь у нас есть долг по жизни, а долги отдавать надо. Поэтому - не до излишеств, они на последнем месте. Да и вообще… Деньги нужны на лекарства, на лечение, или на тот случай, если кому-то помочь надо будет. Так делать можно. И так правильно. Всё остальное - неправильно. Неправильно тратить на себя, шиковать и раскидываться деньгами, когда взрослые дети вдруг могут попросить или вдруг что-то сломается, а я себе новые туфли купила.
И вот, как-то поделившись на работе с коллегой о том, что она постоянно без денег, живет практически в нищете, женщина услышала совет - сесть и в спокойной обстановке, в тишине, проанализировать все свои долги, спросив себя - кому и сколько реально должна. Ответ получился впечатляющий - никому ничего не должна. Никому! Ничего! Почему же над ней этот долг висит? Потому что сама так хочет. А хочет так, потому что не понимает, что нет у неё долга ни перед кем. Вот такую установку нужно нести в своём сохнании.
Прошло время и женщина себя поймала на мысли, что она продолжает кому-то помогать, кому-то давать. Но уже не как долг, а как помощь или как подарок. Раньше, когда она давала как долг, у неё всегда из груди вырывался вздох облегчения «Ух, ну, слава Богу, дала денег», или «Ну, слава Богу, сводила ребёнка в театр». А сейчас мысли работают по-другому - появляется чувство удовлетворения, что она кому-то оказала помощь и им стало материально легче, сходила с ребёнком в театр, от чего сама получила эстетическое удовольствие. И к работе стала относиться не так, как должна и обязана, а так, как она обожает свою работу, получает удовольствие и счастлива от того, что делает. И жизнь как-то стала налаживаться, и долги стали уменьшаться, и неожиданные события, которые всегда доставляли неприятности, сейчас стали незначительными. Не могут же они совсем исчезнуть - так не бывает! Теперь встал вопрос - как бы скопить хоть немножко, чтобы позволить себе маленькие приятности - путешествие или хорошую шубу к зиме, например.
Как только исчезнет чувство долга, наладятся отношения с близкими. И отношения с деньгами наладятся. Деньги тоже будут знать, что у них есть хозяйка, которая их не передаст в чужие руки.
Отношение к деньгам - это отношение к себе, к своей жизни, к своим возможностям, к своим силам, к своей энергии. И сразу придёт отклик от нашей внутренней установки. А отношение к долгу - это кабала. Долг, какой бы он ни был, - моральный, материальный, - он выматывает, давит, высасывает силы, лишает правильных мыслей, лишает сна и жизненного ресурса. Долг тянет, как камень на шее, как ярмо. А вот пожертвование, помощь другим придают энергии, сил и мотивируют к лучшему.
А что же с этой женщиной? Ничего. Просто она посмотрела по-другому на жизнь и сама изменила её к лучшему. Женщина какой была, такой и осталась - доброй, щедрой, но с другой установкой - не отдавать долг, а помогать нуждающимся. Она сама так решила. И ей так приятнее жить. Потому что она может себе это позволить.