26 июля 1730 года императрица Анна Иоанновна издала указ об отливе Царь-колокола в память о времени её царствования и с целью воссоздать Большой Успенский колокол своего деда Алексея Михайловича
Царь-колокол предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза.
Первый предшественник Царь-колокола был отлит ещё в начале XVII века. Он находился на Ивановской площади и весил около 30 тонн. Колокол прослужил людям почти 50 лет, пока не разбился из-за сильного пожара в Москве.
Следующий «гигант» был отлит в 1645 году. Вес нового колокола составлял 130 тонн, а при его изготовлении использовали металл, оставшийся от его предшественника. В 1701 году колокол, из-за очередного пожара, разбился.
Уже в 1730 году по указу Анны Иоанновны было принято решение об отливке нового «гиганта». И вновь для создания колокола решили использовать осколки от предыдущего.
Выполнение задачи было поручено Ивану Фёдоровичу Моторину и его сыну Михаилу Ивановичу. Для формовки изделия на Ивановской площади была вырыта специальная яма. Её глубина составила 10 метров. Для изготовления колокола были также построены четыре литейные печи и специальное устройство для подъёма.
26 ноября 1734 года в Успенском соборе было проведено торжественное песнопение и получено церковное благословение. После этого началась плавка металла.
Скульптор Федор Медведев и другие мастера, прошедшие обучение в Италии, нанесли на готовую форму богатый декор — рельефные парадные портреты Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, медальоны с изображением Спасителя, Богородицы и святых, имена авторов Царь-колокола.
Проблемы начались с самого начала работы. Уже через два дня из строя вышли две печи. Из-за неудачного ремонта, который приходилось делать на скорую руку, произошёл взрыв, уничтожавший деревянные конструкции. Ещё одной неприятностью стала внезапная смерть Ивана Моторина. Задача завершить проект легла на плечи его сына.
В 1737 году работа над колоколом должна была завершиться. Вес готового изделия составлял 200 тонн. В медно-оловянном сплаве содержалось 525 килограммов серебра и 72 килограмма золота. В мае того же года в Москве случился Троицкий пожар.
Деревянная постройка над ямой загорелась. Москвичи, опасаясь, что изделие расплавится, стали лить на колокол воду. Резкая смена температур привела к появлению трещин. В результате от колокола откололся кусок весом 11 тон.
Существует несколько версий того, как образовался осколок. По одной из них, колокол уронили при подъёме.
После пожара изделие пролежало в яме почти сто лет. За это время было выдвинуто несколько проектов по подъёму колокола, но от них по тем или иным причинам отказывались. Так продолжалось до тех пор, пока в 1836 году не было принято решение установить «Царя» на специальный постамент. Эту задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану.
Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.
Кстати, в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.
По назначению колокол никогда не использовался.
Летом 2019 года американский кинорежиссер Квентин Тарантино побывал на Красной площади, прошел по музеям Кремля, в том числе потер Царь-колокол на счастье.
Поставьте лайк и подпишитесь, если Вам понравилась статья. Читайте и смотрите наши материалы о психологии, кино и политике. Заранее благодарим!