Серые пятна на зданиях, заборах и других городских объектах можно встретить в любом районе города. Они, словно метка о том, что здесь недавно вели борьбу с уличным искусством. Как правило, коммунальщики стараются как можно скорее закрасить граффити. Этому есть объяснение: в подавляющем большинстве случаев рисунки наносятся на стены зданий или заборы нелегально, то есть без согласования с управляющим органом. Но почему тогда рекламой запрещенки раскрашены дома в любом районе города? Причем хулигана, пойманного с поличным, практически невозможно привлечь к ответственности.
- Шел с ребенком домой, примерно в конце рабочего дня. И недалеко от дома - картина маслом: паренек рисует на стене пристройки рекламу канала с припиской «соли, миксы, смола, скорость». Малышу сказал идти домой, а сам - к злодею. Тот от меня наутек. Короче, не догнал его, но успел сфотографировать номер машины, в которую он прыгнул. Ну и куда он уехал запомнил, там камеры по ходу движения были. Позвонил в полицию, объяснил ситуацию, сказал, что готов дать показания и все есть на руках. Никто не приехал! Через неделю только позвонил участковый, а потом я сам пошел к нему, дал показания, но не думаю, что кто-то будет его искать, - поделился Станислав, хабаровчанин.
А спустя время хабаровчанину пришел письменный ответ - ничего не установлено, признаков уголовного и административного деяния нет. Хотя, казалось бы, имея свидетеля и доказательства дело, оставалось за малым: посмотреть камеры видеонаблюдения и «пробить» номера.
- Вроде бы простое дело - готовая статья «Вандализм». Фиксируй факт рисунка или надписи, обезображивание поверхности, делай осмотр места происшествия, собирай доказательную базу, бери справку от собственника об ущербе и передавай в отдел дознания на возбуждение. Ан нет! Пресловутая палочная система всему виной. Нет желания возиться с мелочью, - поделился источник в правоохранительных органах.
Хотя еще в 2000-х в Хабаровске были прецеденты, и сотрудники ловили граффитистов с поличным. Например, был случай, когда дело против художника, который на глазах у множества свидетелей изрисовал забор стройки призывами, возбудили. Но тогда в числе очевидцев был чиновник из мэрии, поэтому случился резонанс. Еще один раз сотрудники через Интернет установили человека, который систематически рисовал различные призывы. Правда, тогда горе-художник сам прокололся и фактически сделал всю работу за сотрудников: все свои художества он фотографировал и выкладывал на личную страничку в «ВК», указывая на снимках дату и адрес. При задержании у него изъяли телефон, в котором все это сохранилось. Но в итоге дело развалилось.
- Рисовал он активно и много, в нескольких районах города. По его рассказам, там за пару сотен объектов было изрисовано. Но прошло время, что-то закрасили, что-то не нашли, и задокументировали более 80 эпизодов. И вот тут включился бюрократический механизм, и дело развалилось. Сперва сотрудники «управляек» должны были выдать справки об ущербе, и они выставили их на миллионы, как будто весь дом перекрашивать теперь надо, а потом дознание в позу встало. Дескать, не будем дело в суд направлять, чтобы в следующем году не пришлось сдавать еще большее количество эпизодов. Ведь надо же показатели все время повышать. А где они потом найдут 80 и еще один сверху? Была и такая позиция, что надо привлекать к ответственности не того, кто рисовал, а УК или собственника магазина, так как они обязаны содержать фасад в чистоте и не допускать обезображивания, - добавил источник.
Поэтому в Хабаровске проблема с расследованием вандализма остается одной из актуальных, и надписи проще закрасить собственникам объектов, чтобы их самих не наказали.
Отметим, что, несмотря на довольно спорное отношение к уличному искусству, граффити все же остается одним из самых впечатляющих способов самовыражения. Некоторым гражданам яркие, иногда не совсем понятные рисунки кажутся безвкусицей, однако от них есть польза. Граффити может стать как достопримечательностью города, так и способом справиться с вандализмом.
Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru