Самое удивительное открытие, сначала от Коэлета (Экклезиаста), а потом от Иова, что, чем больше читаешь Писание, тем больше возникает вопрос: почему религия (любая) как институт до сих пор не запретила их, ведь в них написано почти противоположное тому, что принято проповедовать. В книгах, которые вроде бы должны повествовать нам о Боге, вообще-то говорят о Человеке!
Но обо всем по порядку. Начну я с аналогий. История, описанная в Иове - есть один в один жизнь современных корпораций: наверху два начальника что-то решили (или поспорили на коньяк), а сотрудники внизу не могут понять, что происходит: откуда эти нелогичные приказы, указания, задачи, увольнения и т.п. И они изо всех пытаются понять, пишут письма с просьбой пояснить, на всякий случай демонстрируя свою лояльность (чтобы не уволили), мол, мы все поймем, ты только поясни, барин. А начальник приходит и вместо объяснений начинает «кидать понты» и говорить о великом замысле и высоких целях, которые недоступны для понимания простым смертным. Наблюдал и наблюдаю это почти каждый день, да что там, участвую в этом каждый день, причем в обеих ролях.
В целом речь Бога в книге - яркий и, возможно, первый пример очень профессиональной манипуляции на переговорах, все политики используют этот прием: почему повысили налоги? - У нашей страны великие цели и высокая миссия, и дальше по тексту про бегемотов и как они сильны и мощны.
Главный вывод из этой аналогии в том, что, находясь наверху карьерной иерархии, когда под тобой хотя бы несколько сотен подчиненых, о каждом из них в отдельности никто никогда не думает, и если принято решение о сокращении, уволят и хороших работников (праведников) и плохих (грешников). Этого параметра просто нет в формуле принятия решений.
Отсюда действительно приходит вывод, что причинно-следственная связь, которую так защищают собеседники Иова, не горизонтальная, а вертикальная: страдания Иова были следствием решения Бога, но не следствием его поступков.
Это важный момент, ведь на грехах / наказании, праведности / рае - построены религии, да и вообще все наше мышление. Сделай план - получи премию. Отношения с Творцом церковь превратила в торг, и разрушение взаимовыгодных договоренностей, конечно, подрывает ее фундамент. Но это также иллюстрирует ограничения в нашем сознании в целом: мы не можем, как и товарищи Иова, выйти за рамки этих представлений, а значит, вынуждены всегда в них упираться: в работе, в быту, в науке, в исследованиях. Поэтому я больше верю в квантовые открытия, чем в искусственный интеллект: первые дают решения на основе новых принципов, второй же - лишь быстрый алгоритм в рамках традиционного способа мышления, уже изъезженного вдоль и поперек.
И заканчивая аналогию Иова с жизнью корпораций, получаем еще один вывод: не выделяйся! Это знает любой менеджер: план надо выполнять, но не дай Бог его сильно перевыполнить. Во-первых, план сразу повысят, но страшнее, что это привлечет внимание службы безопасности, которая начнет искать нарушения, а если ты будешь перевыполнять план много и часто, то и твои коллеги подключатся и сообщат руководству, что на лицо несправедливость. Последствия могут быть какие угодно, но редко - позитивные.
Так и тут, стопроцентная праведность привлекла внимание Бога. А был бы Иов как все - никому и дела бы не было. Как советует нам Коэлет: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?».
Есть также и математические объяснение страданий Иова, так называемая регрессия к среднему (regression to the mean), согласно которой измерения случайной величины находящиеся до и после экстремумов неизменно стремятся к среднему значению всей выборки.
Но оставим наш мир с его менеджерами и статистикой, и попробуем подумать о главном. Праведную на 100% жизнь Иова, вероятно, нельзя назвать жизнью, ведь материальный мир есть смена состояний, а какие были смены у Иова - никаких, просто не за что зацепиться, только правая линия, только Свет единый и неделимый (который заполнял всю реальность). И как и Адам, праведный Иов - это лишь идея, концепт, потому и сказали мудрецы, что «не было Иова на самом деле». И потому нужен был Сатана, чтобы с разрешения Бога из чистой идеи превратить Иова в Человека, и стал Иов «как один из Нас, познал добро и зло». Все же просто, чтобы стать «по образу и подобию», надо познать и одно, и другое. Это и есть Жизнь.
Познав добро и зло, причем и там, и там дойдя до пределов, до самых границ: от 100% радости до 100% страданий, он стал Человеком: «и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода, и умер Иов в старости, насыщенный днями» (как и Авраам). Другими словами, он умер Человеком!
Как он это сделал? Очень просто: он верил не за награду, он верил, потому что вера выше всех торговых земных отношений, вера в Бога, как и Он сам, вне причинно-следственной связи, вне понятий преступления и наказания, она просто есть.
Книга Иова разрушает идею коммерческих отношений с Творцом - покайся и будет прощение, не греши, и не будет наказания (ты мне - я тебе), но строит фундамент веры. Судя по всему, заповеди даны не для того, чтобы конкретному человеку было хорошо. Они даны, чтобы людям в целом было хорошо, чтобы не навредить другому. Животные не вредят другим просто так, убивают лишь для пропитания, человек может это сделать намеренно и просто так. «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись». Мы разумные и разумом нашим можем рационализировать любые самые ужасные действия, и в защиту от нас же самих нам дали заповеди, и выполнение их не обязательно дает награду, но дает возможность «видеть сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода», другими словами сохранять душу вне пространства и времени.