– У вас же баян! – Постоянно слышу на концертах, когда представляю себя как исполнителя на кнопочном аккордеоне.
И прямо во время концерта приходится проводить ликбез для соотечественников, которые привыкли считать, что гармонь с кнопками – это баян, а с клавишами – аккордеон.
Аккордеоны, кнопочные и клавишные:
Начинаю объяснять с момента изобретения этого музыкального инструмента, я его еще называю 200-летний компьютер. Название «аккордеон» появилось от слова «аккорд», который находится в левой руке инструмента. И абсолютно не разбирающийся в нотной грамоте человек уже на первом уроке легко играет мажорные и минорные аккорды любой сложности, светясь от счастья!
Патент на инструмент под названием «аккордеон» был выдан 23 мая 1829 года в Вене музыкальному мастеру по изготовлению органов Кириллу Демиану за создание гармоники с аккордовым аккомпанементом. Именно тогда он разделил корпус инструмента на две части, поместил на них клавиатуры для левой и правой руки и соединил половины мехами. Каждая из пяти клавиш воспроизводила аккорд, что и предопределило его название.
С тех пор этот инструмент распространился по всему миру, у нас его знают как баян, аккордеон, гармонь, в других странах есть свои разновидности и названия. Мы на гастролях всегда интересовались местными гармониками.
Что касается вопроса ко мне, добавляю: за границей многие модели аккордеонов выпускаются как с клавишами, так и с кнопками. Вся внутренность абсолютно одинакова.
В этом году мне исполнилось 55 лет, и мне самому стало интересно, на каких же инструментах за эти годы играл.
Я обучался в музыкальной школе игре на баяне у своего отца, заслуженного работника культуры России Юрия Яковлевича Лихачева.
И баян был по размеру.
В семейном трио с отцом и старшим братом Михаилом я играл на басу. Такой инструмент называется гармоника-контрабас.
Летом у нас была шикарная практика в пионерских лагерях. Мы проводили с детьми музыкальные занятия: разучивали песни, ставили танцы, готовили концерт к родительскому дню.
В ленинградском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского я уже играл на готово-выборных инструментах "Рубин" и "Россия".
В училище благодаря преподавателю по баяну Владимиру Ивановичу Кириллову я начал исполнять эстрадную музыку, для которой лучше подходит легкий кнопочный аккордеон, а не тяжелый академический баян.
И снова пионерский лагерь "Золотой колос" в Сосново. Фотография середины 1980-хх годов.
Во время службы в Советской армии в ленинской комнате обязательно был баян, и в каждом призыве находились ребята, умеющие играть на нем.
После срочной службы в 1989 году началась учеба в ленинградском институте культуры, там же образовался наш эстрадный коллектив, впоследствии названный Санкт-Петербург Мюзет Ансамбль. Слово "мюзет" максимально отражает репертуарное направление ансамбля - эстрадная аккордеонная музыка, свинг, шансон, авторская музыка.
Санкт-Петербург Мюзет Ансамбль - лауреат международного конкурса CITTA' DI CASTELFIDARDO (Италия, 1999 г., I премия)
в категории эстрадных ансамблей. Впервые коллектив из нашей страны победил в этой номинации!
Тут мой инструмент - кнопочный аккордеон фирмы "Скандалли", сделан как раз в Кастельфидардо.
В начале 2000-х годов создается Балтийский Интернациональный Квинтет Аккордеонистов "Excelsior". Там я играл на басу - сначала это был цельнопланочный монофон советского времени с теплым звуком, а впоследствии - итальянский бас со встроенным микрофоном.
Коллектив –лауреат международных конкурсов в Италии, 1-е место в Ланчано в категории академической музыки, а в Кастельфидардо заняв 2-е место в эстрадной музыке и 3-е место в категории музыки А. Пьяццоллы в 2002 году; 1-е место в Кастельфидардо в категории ансамблевой академической музыки в 2003 году.
Как видно, в левой руке нет кнопок.
Сольный концерт квинтета "Excelsior" цикла "Visai šeimai" в Вильнюсе в Литовской национальной филармонии:
В командировки в другие города не всегда беру с собой свой инструмент, если еду проводить семинары или работаю в жюри. И тут уж приходится играть эстрадную музыку на академических "Юпитерах".
В Перми на юбилее друга детства:
В Кондопоге в концерте к 60-летию музыкальной школы, которую в 1957 году открывал мой отец:
В Великом Новгороде на моем мастер-классе во время областных курсов повышения квалификации.
На фольклорных праздниках и Масленице я обычно использую обычный трехрядный баян, который своим звучанием больше подходит к исполнению народных песен и танцев.
Международная агропромышленная выставка «Агрорусь-2022» в павильоне Управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга:
Для путешествий и игры на свежем воздухе очень удобна двухрядная гармонь. Такое настроение на чемпионате мира по биатлону в Финляндии:
Стандартная гармонь - 25 кнопок в левой и 25 в правой - лучший инструмент для Деда Мороза!
А вот это КЛАВИШНЫЙ аккордеон!