написано на основе старой публикации, которую можно посмотреть здесь
Честно говоря, не ожидал, что Африка окажется скучнее чем Гаити. В транспортном плане. Конкретно речь о Гвинее, в которую я заехал в прошлом году. Транспорт на Гаити – это не просто транспорт, это можно сказать произведение искусства. Свой родной цвет имеют лишь автомобили не старше пяти лет. Все остальные несут на себе всю палитру красок какую только можно себе представить. Особенно это относится к транспорту, осуществляющему пассажирские перевозки. И от буйства красок даже самое плохое настроение тут же улучшается. Что-то похожее я ожидал увидеть и в Гвинее. Ведь люди практически те же. Такие же смуглые. Но все оказалось очень прозаично. Но сначала о Гаити.
Гаити бедная страна. Очень бедная. Своей автомобильной промышленности у нее нет, поэтому все автомобили, как легковые, так и грузовые, а также автобусы, импортируются. А поскольку, как я уже сказал, страна бедная, то у населения средств для приобретения нового автомобиля не имеется. Новые автомобили могут себе позволить лишь несколько сотен жителей Гаити, остальные вынуждены довольствоваться подержанными. А поскольку средняя заработная плата на Гаити достигает 150 долларов в месяц, то даже на подержанный автомобиль среднестатистическому гаитянину накопить очень и очень непросто. А это значит, что наибольшей популярностью на Гаити пользуются автомобили очень, ну очень подержанные, стоимость которых не превышает 500 долларов. Поэтому фактически Гаити стала просто находкой для США и Канады, где за утилизацию автомобиля необходимо платить немалые деньги. Япония, как известно, нашла свалку для автомобилей на просторах России.
Так что можно сказать, что Гаити является помойкой для США, что позволяет американцам не только экономить деньги, но еще и зарабатывать их, отправляя все старье на многострадальный остров. То же самое справедливо и для Гвинеи, только помойку из нее делают уже западно- европейские страны и в первую очередь Франция, чьей колонией Гвинея была шесть десятков лет назад.
Причем это касается не только автомобилей, но и всех остальных отходов цивилизации. В портах Гаити постоянно находится на разгрузке как минимум один грузовой корабль, от которого вереницей тянутся, как муравьи, носильщики. Что везут эти корабли? Все! Старые телевизоры (некоторые даже без кинескопов). Старые магнитофоны и радиоприемники. Старые компьютеры. Старые матрасы, кровати и прочую мебель. Бывшее в употреблении постельное белье. Огромные мешки с ношеной одеждой и прочее и прочее. Тут же на берегу это старье сортируется и растаскивается по складам, либо грузится на грузовички, либо тут же на руках или бурретках развозится на местные рынки. Что такое бурретки? Это замечательный вид транспорта, о котором я расскажу в следующей статье.
Но нас ведь интересуют автомобили. Так вот, автомобили на Гати доставляются всякие. Некоторые в нормальном состоянии. Заливай бензин и езжай. Некоторые без двигателя или без колес. Или без дверей. Но по этому поводу никто особо не расстраивается. Принимается все и, глядишь, через некоторое время из трех разукомплектованных автомобилей слеплен уже один, вполне способный выполнять свое предназначение.
Особой популярностью на Гаити пользуются пикапы и автобусы. И вот почему. Дело в том, что в этой стране государство свободно практически от всех обязательств перед населением. В связи с этим общественный транспорт как таковой отсутствует и эту нишу заполняют частники. А частники изгаляются кто во что горазд. Добраться из пункта А в пункт Б житель Гаити может следующими способами:
1. Такси. В качестве автомобильного такси используются обычные легковые автомобили. В основном седаны. Хэтчей я видел очень мало, и они не популярны.
2. Мототакси. Это такси на базе мотоцикла или мопеда. При относительной дешевизне этот транспорт позволяет перемещать от одного до трех пассажиров в зависимости от их комплекции. На Гаити их очень много. Но Гвинея ее переплюнула. Мотоциклов здесь столько, что когда въезжаешь в город, кажется, что оказался посреди нашествия мотоциклов. Причем они абсолютно не соблюдают никаких правил и едут куда хотят. Встречка-не встречка, им по барабану.
3. Следующий, наиболее распространенный вид транспорта, уже почти общественный, тап-тапы. Так называют вид транспорта, на базе легковых пикапов или небольших фургончиков, приспособленных для перевозки от десяти до двадцати пассажиров. В кузове пикапа устанавливаются скамьи вдоль боковых бортов, над кузовом наваривается каркас из труб круглого или прямоугольного сечения, который обшивается либо листовым металлом, либо фанерой, либо тканью. И все! Тап-тап готов. На скамейках размещаются не менее десяти человек. Еще двое усаживаются на кабину, двое-трое стоят в проходах. Еще как минимум двое-трое могут ехать стоя на подножках, приваренных к кузову. Это очень удобно, так как можно сойти в любом месте. Не дожидаясь полной остановки.
А вот в Гвинее такого нет. Как-то не додумались что ли гвинейцы до такого. А ведь очень удобно и практично.
4. Далее идут автобусы. В основном это школьные автобусы из США и Канады. Этот транспорт уже посерьезнее, так как он перевозит не только пассажиров, но и грузы. Иногда просто страшно бывает смотреть. В салоне автобуса человек сорок. На крыше, обваренной по периметру арматурой или трубами, размещается багаж (мешки, чемоданы, какие-то узлы, матрасы и т.д.), а уже на багаже сидят еще пассажиры. Во время движения верхняя часть автобуса раскачивается как сосны во время сильного ветра и те, кто едет там, наверняка испытывают незабываемые ощущения. Особенно когда приходится ехать по горной дороге.
5. Ну и наконец самый необычный, но вместительный транспорт – это грузовики. Кузов грузовика наращивается вертикальными металлическими штангами от 100 до 200 см, на которые горизонтально, по периметру, навариваются трубы ограждения. И все. В кузов набивается народ с багажом, сколько влезет, столько и набивается. И все едут. Практично и недорого.
В Гвинее такого тоже нет. Люди если и ездят в грузовиках, то только поверх груза. А вот именно в качестве пассажирского транспорта здесь их не догадались использовать.
Транспорт очень потрепанный, изношенный, часто ломается. Вообще удивительно - как он вообще выдерживает такие двух-трех, а иногда и четырехкратные перегрузки. Помимо повышенной нагрузки по весу, огромная нагрузка на шасси и двигатель в связи с гористой местностью, постоянным подъемами и спусками, и очень часто отвратительным дорожным покрытием, а вернее сказать, полным его отсутствием.
Транспорта не хватает, а потому пассажиры стараются не покидать своих мест. Здесь как нигде актуальна поговорка: задницу поднял-место потерял. Поэтому первое время было очень странно наблюдать обычную для тех мест картину, когда водитель автобуса или грузовика, пробив колесо, начинает поднимать машину на домкрате, а пассажиры при этом остаются все на своих местах. И те, кто купил места в салоне, и те, кто едет на крыше. Вес огромный, домкрат срывается. Водитель матерится по-гаитянски, но пассажиры упорно сидят на своих местах.
Кстати, как-то раз вышла забавная история. Мы с моим напарником – Виктором, одно время работали на тойоте Hilux. И это был пикап. Однажды мы с ним заехали на Champs de Mars (Марсово поле) – это центральная площадь Порт-о-Пренса. Я отлучился в магазин, а Виктор остался в машине. В магазинчике я пробыл минут десять и когда вышел, то увидел странную картину. В кузове нашей «патрульки» сидели с десяток гаитян, в основном женщин, с пластиковыми пакетами и какими-то баулами, а Виктор стоял рядом и ругался с ними. Сначала я ничего не понял. Я подумал, неужто Виктор заарестовал сразу десяток гаитянских баб? Зачем? Идея была абсурдная, но иную причину нахождения их в кузове нашего авто я не видел. Я спросил у Виктора в чем дело, и он поведал мне следующее. Когда я вошел в магазин, он тоже вышел из кабины, чтобы покурить. В машине курить запрещается. Закурив он отошел от машины и на какое-то время выпустил ее из виду. Повернувшись к машине, он обомлел. Сигарета еще не догорела и до половины, а в кузове было уже полно народу. Оказалось, что местные женщины, увидев пустой пикап, решили, что это тап-тап и ринулись занимать места. К ним присоединились и двое мужиков. Виктор попросил их покинуть машину, но никто и не думал двигаться с места. Все попытки Виктора убедить их в том, что они ошиблись, что это не тап-тап, а полицейская патрульная машина, обратить внимание на отсутствие скамеек в кузове, необычно белый цвет автомобиля (все автомобили ООН имеют белую окраску), нaдпись UN синим цветом и POLICE красным, разбивались о недоверие местного населения к белому чудаку в незнакомой форме. Когда Виктор рассказал мне это, меня разобрал смех. Однако, смех смехом, а проблема осталась. «Захватчики» ни за что не хотели выходить, и мы уже начали впадать в отчаяние, но, к счастью, мимо проезжала машина местной полиции. Остановив ее, мы попросили помочь нам. Гаитянские полицейские сначала долго ржали, а потом за десять секунд освободили нашу «патрульку».
Как-то раз, во время патруля, пришлось остановить тап-тап. Это был пикап коричневого цвета, в кузове которого находилось человек десять. При ближайшем рассмотрении оказалось, что коричневый цвет пикапа – это не от краски. Это от ржавчины сплошь покрывшей кузов автомобиля. У него не было ни одной фары. Не просто лампочки не горели. Фар не было вообще. Ни подфарников. Ни стоп-сигналов. Ничего. Передние крылья автомобиля крепились к корпусу проволочками и во время движения было на самом деле похоже, что автомобиль машет крыльями пытаясь взлететь, но то ли груз велик, то ли скорости не хватает. При этом у водителя имелся документ, разрешающий эксплуатацию транспортного средства. Вот после этого у меня и возникла мысль – посетить то место, где эти разрешения выдают.
Пункт осмотра автомобильного транспорта дорожной полиции PNH (национальной полиции Гаити) находится на окраине столицы. Территория, площадью примерно с полгектара, огорожена забором, в котором наблюдается двое ворот. Перед одними воротами длинная вереница автомобилей самых разных производителей, марок и моделей, окрашенных во все цвета радуги. Время от времени стоящая первой машина въезжает в ворота, и весь этот многометровый червь приходит в движение. Автомобили въезжают в ворота с периодичностью в одну-две минуты. Это въездные ворота. Примерно с такой же периодичностью из вторых ворот автомобили выезжают. Это выездные ворота. Пройдя на территорию обнаруживаешь еще одну очередь из автомобилей, образующих дугу, начинающуюся от въездных ворот и заканчивающуюся у ангара перед выездными воротами. Автомобили медленно, но верно продвигаются к ангару, и судя по их скорости надолго они там не задерживаются. В ангаре находятся двое полицейских. Вот как происходит технически осмотр автомобиля на Гаити. Автомобиль въезжает в ангар и останавливается около полицейского. Водитель подает полицейскому документы на автомобиль. Полицейский сверяет с документом марку и модель автомобиля, регистрационный номер, если он есть и иногда (именно ИНОГДА) номер двигателя и шасси. В основном такая придирчивость проявляется к автомобилям без номеров, то есть которые приехали вставать на учет. У остальных номера шасси и двигателя практически не проверяются. Полицейский записывает информацию об автомобиле и владельце в блокнот и отпускает автомобиль. Все! Техосмотр пройден! Через пару дней водителю остается приехать сюда еще раз и получить соответствующий документ. На всю процедуру уходит от одной до двух минут. При этом практически не обращается внимания на негорящие и разбитые фары и подфарники, на мятый кузов и отсутствие стекол в дверях и другие мелочи, вроде разных колес на автомобиле, отсутствие зеркал бокового или заднего вида и др. На мои вопросы полицейские ответили, что это и в самом деле мелочи. Главное, что автомобиль двигается, тормоза вроде исправны, регистрационный номер и водительское удостоверение водителя в порядке. Все остальное не существенно.
Вот так бывает все просто, не сравнить с нашими сложностями.
Если понравилось, пишите. Если не понравилось - тоже пишите. Подписывайтесь на канал, у меня много чего интересного.
например такое
или такое