Тему мне навеял, как ни странно, Санкт-Петербург. И, очевидно, в одну статью не уложусь...
Случилось мне недавно на один день остановиться в северной столице и — удача! — свезло попасть в Мариинский театр. В тот день давали «Свадьбу Фигаро».
Гениальная музыка Моцарта пробудила воспоминания... Поделюсь некоторыми мыслями.
В свое время пьесы Бомарше о Фигаро — ловком пройдохе и плуте из Севильи, цирюльнике, а затем слуге графа Альмавивы наделали много шума. Немудрено, что два выдающихся композитора той эпохи написали оперы по этим сюжетам: Россини — «Севильский цирюльник» и Моцарт — «Свадьба Фигаро».
Моцарт написал оперу-буфф, то есть комическую оперу — комедийный сюжет иного и не предполагал.
Удивительная, легкая, искрометная музыка, чудесные голоса, восторг публики!
О Моцарте — композиторе и человеке — написано много: мемуары, воспоминания современников, исследования, романы. Его сочинения разобраны «до последней ноты». Казалось бы, мы столько всего знаем. Но, оказывается, не все. До сих пор не разгадана тайна смерти гениального композитора.
Был ли убит композитор? Или все же его уход вызван смертельной болезнью?
В мае 1825 года, через тридцать пять лет после смерти Моцарта, скончался знаменитый итальянский композитор Антонио Сальери, и по Европе пронеслись слухи, что на смертном одре он признался в отравлении Моцарта.
Эти слухи произвели на другого великого гения — Александра Сергеевича Пушкина — столь сильное впечатление, и он написал «маленькую трагедию» о… зависти. Зависти, которая разрушает человека.
«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я».
Кончено, это строки Пушкина. Поэт вложил эти слова в уста Сальери — вечного «второго» …
Один из смертных грехов: зависть!
А какие гениальные фильмы были поставлены по пьесе Пушкина!
Кстати, Иннокентию Смоктуновскому повезло за свою творческую карьеру сыграть в кино и Моцарта и Сальери. В фильме Михаила Швецера (1979 год) он играл уже Сальери. Моцарт — Валерий Золотухин.
А вот этот отрывок:
Моцарт
Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?
Сальери
Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого.
Моцарт
Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери
Ты думаешь?
(Бросает яд в стакан Моцарта.)
Ну, пей же.
Моцарт
За твое
Здоровье, друг, за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.
Фраза «Гений и злодейство — две вещи несовместные» впоследствии стала крылатой.
Так ли было на самом деле? История, увы, пока предлагает лишь версии.
Известно, что вдова Моцарта Констанция по секрету сообщила друзьям, что ее муж умер от лихорадки. Однако, оставшись с двумя детьми на руках, массой долгов и без доходов, она публично поддерживала слух о яде, чтобы вызывать в обществе сочувствие.
Но кто же отравитель? Констанция рассказала о таинственном незнакомце в маске, который заказал Моцарту заупокойную мессу. Именно во время работы над реквием композитор серьезно заболел. То есть заказчик реквиема отравитель? Но зачем он это сделал?
На самом деле, правда банальнее. За несколько месяцев до смерти Моцарта эксцентричный граф Франц фон Вальзегг заказал композитору заупокойную мессу в память о его недавно почившей жене. Имела место секретность, поскольку граф — музыкант-любитель — хотел выставить все так, будто реквием написал он сам.
Вообще-то Констанция получала денежное содержание от императора и прибыль с концертов, на которых играли музыку ее покойного мужа. Так зачем же она продолжала историю об «отравлении»?
Ну как же! Гораздо интереснее слушать композиции того, кто был таинственно убит, чем того, кто умер от естественной болезни. Констанция достаточно скоро и солидно обогатилась на смерти Моцарта.
Что касается Сальери, то он никогда не опровергал слухи об отравлении и взял на себя музыкальное образование сына Моцарта. Под его руководством Франц Ксавер Вольфганг Моцарт стал известным композитором и дирижером.
К концу жизни Сальери, страдавший от периодических приступов слабоумия, сознавался в убийстве Моцарта, но в моменты просветления он это отрицал.
Согласно другой версии, Моцарта отравил масонский орден, поскольку в 1784 году в пьесе «Волшебная флейта» он якобы раскрыл многие их секреты. Однако собратья-масоны на самом деле устроили в память о нем Ложу скорби. Автор либретто «Волшебной флейты» Эмануэль Шиканедер, также масон, прожил еще двадцать один год, не подвергаясь никаким нападкам.
Самая нелепая часть истории с убийством заключается в том, что по всей Вене люди умирали от той же болезни, которая погубила Моцарта. Причиной смерти композитора указана «острая военная лихорадка», и никто не может определить точно, что это такое.
Останков, которые можно было бы изучить, также не сохранилось. К сожалению, в архивах не осталось отчета о вскрытии, который помог бы потомкам лучше разобраться в причинах. По мнению врачей, эпидемия острой военной лихорадки прервала жизнь многих жителей Вены, в том числе, и жизнь Моцарта.
Увы, даже могилы Моцарта не существует!
Из-за опасности заразиться, его останки были перевезены ночью на кладбище Святого Марка, никакой похоронной процессии не состоялось, и никто из членов семьи не видел места захоронения. Кроме того, по указу императора Иосифа, гробы «среднего класса» укладывали по пять штук в одну могильную яму, чтобы спустя десять лет быть выкопанными и освободить место для новых гробов.
Могилы не осталось. Но осталась музыка! Оперы, симфонии, струнные квартеты, менуэты, мессы, концерты для фортепиано, гениальный «Реквием». Музыка, запечатленная в вечности.
А судьба Моцарта и его таинственная смерть вполне может стать сюжетом для философских эссе или детективных романов!
О Зальцбурге, городе Моцарта, поговорим в следующей статье. Зальцбург полон секретов. Связанных не только с именем Моцарта.
Подписывайтесь на канал. Будем путешествовать вместе!