Получение ограничения в трудоспособности связано с полученной травмой или наличием заболевания. Комиссия МСЭ фиксирует факт такого ограничения, определяет степень инвалидности и выдает справку по форме, предусмотренной законодательством.
Пошаговое оформление справки МСЭ об инвалидности
Справка МСЭ выдается после прохождения экспертизы и содержит заключение врачей о признании гражданина инвалидом. Эта справка имеет установленную форму отчетности. Определить степень ограничения трудоспособности по здоровью возможно только после обследования, которое проводит специальная комиссия.
Медико-социальную экспертизу проходят граждане, у которых имеются стойкие физические или психические ограничения здоровья и которые нуждаются в социальной защите. Решение о направлении на экспертизу принимает лечащий врач, основываясь на клинической карте и медицинских обследованиях.
Установление инвалидности производится медико-социальной экспертизой. Проведение МСЭ осуществляется бесплатно.
Гайд: Как оформить справку МСЭ об инвалидности?
1. Обращение за прохождением МСЭ
Для прохождения экспертизы необходимо получить направление, которое может быть выдано:
- Учреждением здравоохранения по новой форме № 088/у, утвержденной приказом Минздрава № 578н/606н от 06.09.2018.
- Органами социальной защиты или Пенсионным фондом РФ по форме, утвержденной приказом № 874. Чтобы получить направление в ПФР и органе соцзащиты, нужно заключение врача или группы врачей узких медицинских специальностей, подтверждающее основания для получения инвалидности
Чаще всего направление выдается медицинским учреждением (например, поликлиникой), где пациент находится на наблюдении. Это происходит на основании диагностики, подтверждающей стойкое изменение здоровья вследствие травмы или заболевания.
В направлении содержится информация о бюро МСЭ, куда гражданину следует обратиться для прохождения медицинского освидетельствования.
Если медицинское учреждение отказывается выдать направление, гражданин имеет право потребовать справку, подтверждающую отказ. С этой справкой или самим направлением, он должен самостоятельно обратиться в МСЭ.
Если в направлении не указаны сопутствующие заболевания, которые могут оказывать влияние на основное заболевание, надо обязательно в письменном виде потребовать включить их в направление.
Экземпляр направления выдается гражданину на руки, а второй в течение трех дней со дня выдачи должен быть передан в органы МСЭ.
2. Приготовьте необходимый комплект документов
Документы, необходимые для получения справки
Какие документы необходимы для получения справки? На МСЭ потребуется представить следующие документы:
- согласие на прохождение комиссии от самого гражданина или его законного представителя в письменном виде;
- удостоверение личности (паспорт), а также паспорт и подтверждение полномочий представителя (при обращении через него);
- направление на МСЭ;
- при выдаче справки об отказе от МСЭ необходимо приложить заявление о проведении экспертизы;
- полный комплект медицинской документации в подтверждении ограничения здоровья, требующего установление инвалидности;
- если здоровье нарушено в результате профессионального заболевания или случая на производстве, прилагается соответствующий акт, зафиксировавший причины повреждения здоровью. На его основании будет определена степень утраты профессиональной трудоспособности;
- при необходимости проведения экспертизы на дому представляется заключение от медицинской организации о невозможности гражданину лично явиться на МСЭ.
Полный пакет документов для медико-социальной экспертизы можно передать:
- Лично в бюро МСЭ.
- Через законного представителя.
- Через портал Госуслуг.
3. Дождитесь приглашения в бюро МСЭ
Когда вы получите направление на МСЭ и предоставите необходимые документы, бюро МСЭ отправит вам приглашение на проведение экспертизы. В этом приглашении будут указаны время и место обследования.
Что делать, если отказали в проведении экспертизы?
Если гражданин или его законный представитель не согласны с вынесенным решением в городском бюро МСЭ, у них есть право потребовать переосвидетельствование от другой комиссии или обжаловать его в главном бюро МСЭ в течение 30 дней. После получения соответствующих документов, главное бюро приглашает пациента на комиссию и на основе представленных материалов выносит окончательное решение.
Если гражданин по-прежнему не согласен с результатами, следующим этапом обжалования будет обращение в федеральное бюро МСЭ. С момента поступления заявления, федеральное бюро приглашает больного на экспертизу не позднее чем через 30 дней и на основе полученных результатов выносит соответствующее окончательное решение.
Решения каждой из вышеперечисленных инстанций могут быть обжалованы в судебном порядке.
4. Пройдите медико-социальную экспертизу
Обследование проводится в течение месяца:
- В бюро МСЭ.
- На дому, если по состоянию здоровья вы не можете лично посетить бюро МСЭ, что подтверждается заключением медицинской организации.
- В стационаре, если вы находитесь на лечении.
- Заочно, по решению бюро МСЭ.
По результатам рассмотрения документов комиссия коллегиально принимает решение о выдаче справки или отказе.
Если гражданину отказано, комиссия должна разъяснить причины своего решения. Вся информация о прохождении экспертизы фиксируется в протоколе, а также составляется акт освидетельствования. Эти документы хранятся в личном деле гражданина в течение 10 лет. При необходимости можно обратиться в бюро МСЭ с заявлением на получение копии акта и протокола, которые будут заверены учреждением.
Если инвалидность установлена, выдается справка, которая подтверждает факт установления инвалидности и указывает группу инвалидности. Справка может быть выдана вам на руки или направлена по почте заказным письмом. Кроме того, вам будет предложена индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), направленная на улучшение вашего общего состояния. Специалисты МСЭ обязаны провести беседу с вами о необходимости прохождения программы, ее задачах и целях. Факт ознакомления с программой будет зафиксирован в акте медико-социального освидетельствования с указанием даты.
Если у вас на момент прохождения комиссии имеется больничный лист, в нем должна быть проставлена отметка об установлении группы инвалидности и дата медико-социального освидетельствования. Эту запись заверяет руководитель бюро МСЭ.
5. Получите заключение
Если бюро МСЭ подтвердит вашу инвалидность, вы получите:
- Справку, подтверждающую факт установления инвалидности с указанием группы инвалидности.
- Индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида.
Если инвалидность не будет установлена, вам выдадут справку о результатах МСЭ. Вы имеете право обжаловать это решение в течение 30-ти дней.
Как восстановить и получить дубликат?
Чтобы получить дубликат справки МСЭ, необходимо оформить новый акт, в котором будет отмечено выдача дубликата. При этом повторное освидетельствование гражданина не требуется.
Дубликат выдается на том же бланке, что и первоначальная справка, но в правом верхнем углу ставится отметка «Дубликат». В строке даты выдачи справки указывается "дубликат выдан", а также указывается дата выдачи дубликата.
Прохождение комиссии. Как вести себя на МСЭ?
Во время прохождения комиссии необходимо не просто предоставить медицинскую документацию о состоянии здоровья, но и ответить на ряд вопросов. Практические советы, как вести себя при прохождении МСЭ:
- Во время прохождения комиссии МСЭ важно учитывать сведения о самочувствии, которые озвучит сам пациент. Поэтому гражданин должен подчеркнуть свои ограничения, перечислить жалобы на здоровье и рассказать о симптомах и сложностях, которые испытывает в повседневной жизни из-за своего заболевания.
- Стоит рассказать о лечении, которое принимает по рекомендации лечащего врача. Важно перечислить принимаемые медикаменты, процедуры и другие медицинские мероприятия. При этом полезно вести записи о названиях и дозировке препаратов, а также вести дневник наблюдения за здоровьем, отмечая измерения артериального давления, уровень сахара в крови и другие показатели. Если у вас возникают болевые ощущения, опишите периодичность и характер этих ощущений.
- Опишите как можно подробнее ограничения, связанные с заболеванием:
- Необходима посторонняя помощь, чтобы выйти из квартиры.
- Сложно передвигаться без костылей, трости или инвалидной коляски.
- Возникают сложности в обслуживании себя в быту, например, сходить в туалет или принять душ.
- У вас возникают иные ограничения в повседневной жизни.
Если вы не можете передвигаться без костылей или трости, обязательно явитесь с ними на комиссию.
- Для успешного прохождения МСЭ, стоит выбрать спокойный образ, не нужно ярко краситься или выделяться одеждой. Покажите, что вы нуждаетесь в государственной поддержке.
- Отвечайте на все вопросы спокойно, избегайте раздражения и возмущения. Члены комиссии могут уточнить у вас информацию о вашем месте жительства и спросить о необходимости улучшения доступности городской среды для вас.
Как заполнить производственную характеристику для МСЭ?
Если гражданин пожелает, его работодатель обязан заполнить и выдать производственную характеристику по письменному запросу работника в течение трех дней. Даже если трудовые отношения с работником уже прекращены, бывший работодатель не имеет права отказать в оформлении этого документа.
Документ, отражающий характер работы гражданина, должен точно передавать особенности его трудовой деятельности. Обычно бланк производственной характеристики выдается в МСЭ вместе с перечнем других необходимых документов, которые гражданин должен предоставить.
Однако работодатель может использовать свою форму документа, если в ней содержатся все необходимые данные для прохождения экспертизы. В противном случае, дело о признании степени нетрудоспособности будет отклонено.
📎 Скачать бесплатно Бланк и Образец Производственной характеристики для МСЭ
При заполнении формы необходимо соблюдать следующие требования:
- Допускается заполнять бланк как вручную, так и с помощью печатного способа, но текст должен быть легко читаемым.
- Не допускается наличие исправлений и помарок.
- Если работник находится в настоящее время на трудовом контракте с организацией, форма должна быть заполнена в настоящем времени; если трудовой договор уже прекращен, то форма заполняется в прошедшем времени.
- Документ должен быть подписан руководителем организации и одним или несколькими сотрудниками, такими как главный бухгалтер, работник кадровой службы, представитель профсоюзного комитета и т.д.
Особенности заполнения характеристики
Характеристика должна содержать следующую информацию:
- Ф.И.О. работника;
- наименование организации, выдавшей характеристику, её адрес;
- подразделение и должность гражданина на момент выдачи документа или увольнения, стаж работы в организации;
- дополнительные сведения профессионального характера (квалификация работника, а также смежные профессии и специальности);
- описание выполняемых работ с указанием сведений по результатам специальной оценки условий труда;
- режим труда, а также наличие ограничений, облегченных условий труда (с указанием соответствующих документов, на основании которых они установлены);
- условия труда;
- указывается возможность перевода работника на более легкий труд;
- информация о нахождении на листках нетрудоспособности за определенный период времени (последний год);
- сведения об оплате труда;
- справляется ли человек с текущей работой и нормами выработки, если они установлены;
- информация о больничных за последний год, их количество и продолжительность;
- сведения об оплате труда, размер заработной платы помесячно за последний год.
Где обучить специалиста по социальной защите
В ЕВИДПО можно обучить сотрудников в кратчайшие сроки. Обучение проходит онлайн, что дает возможность повышать свою квалификацию без отрыва от основной работы. По окончании обучения выдается диплом.