Найти в Дзене
Кино с Кристиной Ивой

Концовка «Игры престолов» не так уж и плоха

Оглавление

Всем не нравится финал «Игры престолов». Или, по крайней мере, большинству. Историю, которая начиналась как шедевр, к последнему сезону просто слили. Хотя сама концовка, если абстрагироваться от ее реализации и сюжетных дыр, довольно хороша. Здесь расскажу почему.

О чем «Игра престолов»?

Чтобы оценить концовку, надо понять, о чем же был основной сюжет. В истории есть три главные линии – гражданская война на континенте Вестерос, война с ходоками и борьбе за власть Дейенерис.

Причем если взглянуть на финал, то мы увидим, что политическая борьба оказалась более важной частью сюжета. История «Игры престолов» оканчивается не убийством ходоков, а восшествием на престол наследника. При просмотре мне это тоже не понравилось, но, с другой стороны, смысл в таком ходе тоже есть. Как могла бы закончиться «Игра престолов», если бы битва с ходоками оказалась финальной? Первый вариант – зомби победили и перебили всех людей, превратили их в зомби. Тогда смысл «Игры престолов» был бы примерно такой же как в фильме «Не смотрите наверх», то есть такая критика пороков людей: вот пока вы там деретесь за куски железа, некоторое природное явление сотрет вас с лица земли, а вы даже не сможете объединиться и как-то решить проблему. И этот вариант как будто отчасти аннулирует все те сезоны, которые мы смотрели. Зачем переживать за хитросплетениями сюжета, если конец у всех один? Второй вариант – ходоков бы победили. И тогда концовка была бы сродни финалу «Властелина колец»: мол, люди объединились, выстояли, победили. Но «Игра престолов» на историю Толкина не похожа и, наоборот, старается от нее отличаться. Возможно, есть какой-то третий вариант, но мне его предсказать, не зная сути ходоков, сложно. Потому что их нам в конце концов не раскрыли. Хотя по идее, если ходоки, как и все живые существа на планете, хотят размножаться, то они не стали бы убивать людей полностью, а держали бы какую-то их часть у себя в рабстве.

-2

Вернемся к линиям борьбы за трон. По факту это две сюжетки, особо не связанные друг с другом. Я где-то слышала, что «Игра престолов» – это три разные истории, написанные в разных поджанрах фэнтези. И с этим можно согласится. Вообще даже если бы в Вестеросе все друг с другом не переругались, Дейенерис все равно пошла бы отвоевывать назад свои земли и ходоков, может, тоже убила бы. Просто тогда бы история «Игры престолов» стала бы более сказочной с избранной королевой Мэри Сью (такой пустоватый персонаж, которому все легко дается). Но я отвлеклась. Объединить же эти две линии в принципе можно, если копнуть чуть дальше начала сюжета сериала – Таргариены обнаглели, случилось восстание Роберта Баратеона, после которого появился целый ряд новых претендентов на престол: оставшиеся Таргариены, Баратеоны, Лже-Баратеоны (то есть дети Ланнистеров), а также пожелавший отделения Север и др. Оканчивается же эта линия тем, что на престол именно выбирают нового правителя, который бы удовлетворял все стороны, управляет же государством фактически совет.

-3

При том, что главное благо в «Игре престолов» – это власть, некий железный трон, я не могу сказать, что сериал именно про ее получение. Потому что часто «корона» в сериале достается просто так. Например, Джоффри ничего не сделал для восшествия на престол, он даже не настоящий наследник, а вот Дейенерис шла к трону планомерно, но все равно его не получила. Важнее в сериале сохранить эту власть и даже выжить в политических интригах. Поэтому я бы описала события в «Игре престолов» как «в королевстве пошатнулось равновесие, и персонажи начинают играть в смертельную игру в борьбе за власть, пока все не придет к общему знаменателю». Такая «Игра в кальмары». Причем забрать себе всю власть в «Игре престолов» даже необязательно, главное – просто выжить. Потому что, как нам сказал Джон Сноу, после смерти ничего нет. Власть же – это приятный бонус. Хотя вот Роберту Баратеону больше нравилось ее завоевывать, но об этом позже.

-4

Смертей в «Игре престолов» очень много, и сама смерть играет важную роль в сюжете. Если разбирать конкретно арку каждого персонажа, можно заметить, что в сериале есть два типа героев: те, кто умер, и те, кто еще жив. И не зря в интернете куча роликов по типу «главная ошибка Старков», где по сути рассказывается, почему погиб тот или иной персонаж. Если же на это смотреть с точки зрения сторителлинга, то из каждой такой арки мы узнаем ценный урок, идею произведения. Вот Нед Старк погиб, потому что доверился не тому человеку, недооценил своего противника, решил играть по-честному с нечестным соперником. То есть нужно быть более хитрым и подлым. Но я бы не стала сводить смысл «Игры престолов» только к тому, какие действия правильно совершать, чтобы не умереть. Потому что, да, условно поступки некоторых персонажей мы можем подогнать под эту форму. Старки старшие умерли из-за своего благородства, Оберин Мортелл слишком много красовался, а Томмен Баратеон же, с точки зрения «Игры престолов», – самый дурачок, потому что сам лишил себя жизни.

-5

Если сводить все к такой формуле, получается, что судьба героя полностью зависит от его действий, но это не так даже в сериале. Если бы побеждали самые хитрые и приспособленные, главные интриганы в конце оказались бы живее всех живых и на троне. Но вот Мизинца убрали по той же причине, из-за которой он и побеждали ранее, – из-за интриг. Также нельзя говорить, что Тирион остался десницей из-за своего огромного ума. В сериале было куча моментов, где ему просто могли снести голову в случайном сражении. Или Бран Старк – если бы он менее удачно приземлился в первом же сезоне, не стал бы королем. То же можно сказать и про умерших персонажей: судьбы старших Старков могли бы сложиться по-другому, даже если бы герои совершали прежние действия. Условно тот же Уолдер Фрей мог бы решить, что лучше быть союзником Старкам, чем их противником. А у брата Пса могло не хватить сил, чтобы убить пляшущего рядом Оберина. Самый показательный в этом случае пример – Джон Сноу. Если его сестры в конце сериала меняются по сравнению с первым сезоном (Санса становится интриганкой, а Арья – имбой), то Джон в принципе остается тем же Старком. И ближе к финалу его убивают по той же причине – он пытается поступить правильно, но людям это не по нраву. Оживает же Джон просто тупо потому, потому что он избранный – Таргариен. Кровь особенная. Он просто родился таким. Санса же с самого начала была самым глупым Старком, но ее вот не убили.

Концовка

-6

Вернемся к нашему финалу. Если не брать в расчеты реализацию, дыры, то посмотрим только на арки каждого персонажа. Дейенерис от своей власти сходит с ума и уничтожает Королевскую гавань, как это когда-то хотел сделать ее отец – Безумный Король. Это довольно логичное развитие персонажа, если смотреть на него глазами сценариста. Просто прикольно делать из великого героя злодея. Привет, Эрен Йегер! При этом, как по мне, в той же «Атаке титанов» данный сюжетный ход был менее предсказуем. А предсказуемость для «Игры престолов» – не есть что-то хорошее. Поэтому можно было бы оставить то же самое действие, но поменять причину. Например, ходоки бы перебили всех северян, а Дени спалила гавань, чтобы люди от туда не стали зомби.

Другие герои (Тирион Ланнистер, Бран Старк, Санса) становятся важными фигурами в Семи королевствах. Тоже довольно хороший финал. При этом стоит заметить, что получили все аутсайдеры. Те, кто не должен был выжить, выживают и занимают важные посты. Карлика Тириона могли убить в младенчестве. Бран – мальчик, который обожал лазить, всякую активность, лишается ног. Кто-то скажет: «Лучше ему было погибнуть в такой ситуации», но он получил вообще самый главный выигрыш в «Игре престолов». Сэм был аутсайдером из-за своей толстоты, Бриена – из-за отсутствия члена и так далее. Чаще всего герои получили все потому, что все более подходящие игроки умерли. Есть в этом и современная голливудская повестка. Но я вижу здесь и другую идею – даже если ты слабый игрок «Игре престолов», не нужно списывать себя со счетов.

Концовки арок Арьи и Сансы тоже довольно логичны. Хотя обе героини отчасти лишаются самих себя и как бы отходят от семьи (на уровне символов: лютоволчица Сансы умерла, а Арьи –слишком одичала), героини получают то, к чему стремились. Арья – свободу, а Санса – некую упорядоченность, просто в новом формате.

-7

Также многим не понравилась арка двойняшек Ланнистеров. Мне она зашла. Во-первых, очень даже правильно, что Серсея умирает не от рук Тириона, а условно в объятиях второго младшего брата – Джейми.

Во-вторых, е думаю, что Джейми просто слили. Он действительно изменился в конце, но выбрал осознанно быть в последние минуты с женщиной, которую любит. Почему люди считают, что если человек изменился, то он обязательно должен разлюбить свою сварливую пассию? Серсея – его сестра, любовница. Он ее всю жизнь знает. Естественно, он хочет помочь близкому человеку или хотя бы быть рядом с ним до конца. Когда Джон Сноу бежит к своему брату, хотя это тоже самоубийственно, никто не удивляется. Или когда Тирион освобождает в конце уже своего брата. Джейми говорит Бриене: «Серсея отвратительна, и я тоже». И это правда, он делал много ужасных вещей, хотя у него есть и положительные черты личности. Он признает свою отрицательную сторону, ему было бы странно утверждать «я хороший, просто жертва обстоятельств». К тому же в каком-то смысле смерть Джейми – его кара, искупление. И на это он тоже мог пойти осознанно, как Теон. И в данном случае арка Джейми про как раз то, что не всегда можно выбрать правильно. Иногда это идет против сути человека.

-8

Снова возвращаемся к Джону и Дени. Он-то как раз убил возлюбленную ради людей. И опять же Джон мог выбрать более правильный для получения власти путь – просто подыгрывать Дени и всех убивать. Но это зрители хотели для Джона железный трон, а самому герою не это было нужно. В конце истинный Король семи королевств, последний Таргариен, оказывается в изгнании за стеной. Иронично. И опять же – еще одна правильная концовка. Причем для самого Джона, как мне кажется, она вообще замечательная. Для него важным было сначала помочь людям, но а потом, пройдя через смерть, просто жить для себя, в тепле. И именно это ему подарили в финале – за стеной он может просто жить, возможно, строить свою семью, свое общество и без этих грязных политических интриг. И опять же здесь подходит идея, которую говорил когда-то Тирион: «Смерть так ужасно окончательна, в то время как жизнь полна возможностей».

Итог

Да, мне тоже не понравилась реализация концовки «Игры престолов». И даже в этой статье-размышлении видна огромная проблема с белыми ходоками. Но и в той концовке, что мы получили, есть много чего прикольного. Она мне даже показалась слишком оптимистичной, несмотря на все смерти.