В конце фильма Марка Захарова «Убить дракона» Ланцелот (добро) и Дракон (зло) продолжают бороться, но они «махнули рукой» на взрослых (те совершенно безнадежны) и перенесли свою борьбу на детей – за детей.
Борьба, безусловно, очень важная, но проблема в том, что детей-то ни Дракон, ни Ланцелот не спрашивают, а грузят они их не по-детски…
С младых ногтей…
С 1 сентября в федеральные общеобразовательные программы школ включат изучение основ и способов противодействия коррупции. Школьников будут натаскивать на антикоррупцию не просто так, а через учебные предметы: обществознание, историю и литературу.
Литература
Например, проходят школьники по литературе «Мертвые души» Гоголя. На примере Чичикова можно будет рассказать о неунывающем чиновнике-коррупционере, который, возглавляя строительство «казенного здания», за счет бюджета обзаводится собственным домом (как и другие члены комиссии) за счет того же «бюджета». Чиновника, который, работая на таможне, сначала создает себе репутацию неподкупного, а затем срывает рекордную взятку.
Безусловно, на примере Чичикова школьников можно будет научить осторожности, ведь он дважды был разоблачен в своей коррупционной деятельности, поскольку не делился «заработанным» с подельниками и ревизором.
Впрочем, пример Чичикова учит школьников не унывать: после краха своей чиновничьей карьеры, он занялся махинациями с «мертвыми душами», чтобы мошенническим образом получить под них кредит. Вот вам и плавный переход на тему «финансовой грамотности», которой тоже сейчас учат в школе.
История
Изучают школьники историю. Можно рассказать, что при Петре I за коррупцию были казнены князь Гагарин, а следом за ним и обер-фискал – борец со взяточничеством Алексей Нестеров, который разоблачил князя Гагарина. Ну и можно будет напомнить, что больше таких ошибок борцы с коррупцией не повторяли - не трогали князей или партийных начальников, а переключились на купцов, директоров гастрономов и предпринимателей (мы ведь не китайцы, у нас каждый человек на счету).
Или можно вспомнить из новейшей истории, что за взятку в 2 млн. долл., Министр экономики получает штраф 130 млн. руб. (хотя штраф должен был быть двухкратным по отношению к взятке) и по факту сидит только 4 года из 8-и назначенных судом. Школьники смогут разобрать эту ситуацию и решить, в чем была ошибка экс-Министра? Должен ли был он сам приезжать за «корзинкой с колбасой»? Насколько важна роль адвоката и судьи в борьбе с коррупцией?
Совесть?
А может обществу (и школе) стараться воспитывать честных людей? Тем более своим примером. Баснописец Иван Крылов сказал:
«Какой порядок ни затей, но если он в руках бессовестных людей, они всегда найдут уловку, чтоб сделать там, где им захочется, сноровку».
Осталась у нас такая возможность, как вы думаете?