Найти тему

Тяпкина гора в Лебедяни

Лебедянь (а точнее её историческая часть) вот уже больше четырёх сотен лет располагается на возвышенном, но довольно ровном плоскогорье на правом берегу Дона. И хотя настоящие хребты и вершины от наших мест довольно далеко, в лебедянской топонимике свои горы тоже были. Самая известная из них, конечно, Тяпкина гора.

«Мыс плоскогорья, ограниченного Доном и Городенкой, высоко поднятого и отвесно спускающегося над местом их слияния, и есть Тяпкина гора, - писали ещё сто лет назад. В настоящее время название Тяпкина гора применяется не к самой скале-плоскогорью, а лишь к въезду на него, вырытому и высеченному в левом берегу Городенки от самого её устья. На этом плоскогорье и расположена большая и главная часть города».

Тяпкина гора в Лебедяни. Вид с Елецкой улицы. Фото начала ХХ века.
Тяпкина гора в Лебедяни. Вид с Елецкой улицы. Фото начала ХХ века.

Происхождением названия интересовались ещё в XIX веке и обычно связывали его с разбойником, жившем здесь в земляном городке ещё в XIV-XVI, а то и XVII столетиях. «Как бы в подтверждение этого предания гора при въезде в город… слывет под именем Тяпкиной…», - писал в 1866 году в своей статье о Лебедяни исследователь лебедянской старины, смотритель уездного училища П.И. Пискарев. Но познакомиться с истинным Тяпкой помогли архивные документы и исследования историков П.Н. Черменского и А.И. Гамаюнова.

В 1680-90-е годы в Лебедяни жил сын боярский, «худые породишки гулящего мужика и кабацкого откупщика сын» Иван Кузьмич Кузьмин по прозвищу Тяпка. Он был «на Лебедяни у стрельцов и казаков головою» и на фоне однодворцев выделялся властью и богатством.

Уже в те годы на Дону под горой находилась водяная мельница. Она принадлежала И.К. Кузьмину. И чтобы подвозить на мельницу зерно, а от неё вывозить муку он благоустроил спуск с горы к реке. С постройкой Белгородской засечной черты Лебедянь утратила свою роль оборонительного рубежа, и такая дорога по южному склону некогда неприступной кручи оказалась очень кстати. Город стремительно превращался в ярмарочный центр, и устроенная Кузьминым-Тяпкой дорога почти на три века стала главным въездом в торговый и административный центр города.

Однако лебедянцы деятельность Кузьмина оценили не сразу. Наоборот, они обвиняли его «во всяких обидах и в налогах, и в разореньях, и в завладеньях многих поместных земель и мелниц и варниц... отписки многие». Кроме того, в 1698 году выяснилось, что у Ивана долгое время жили беглые крестьяне из патриарших вотчин. Чтобы уйти от «правежа» (физического наказания) и от тюрьмы Тяпке пришлось отказаться от всего нажитого, уйти в монастырь и впоследствии навсегда покинуть Лебедянь. Несомненно, судьба этого легендарного человека оставила глубокий след в сердцах современников. А сделанный им въезд на городскую кручу с тех пор стали называть «Тяпкиной горой».

Водовозы на Тяпкиной горе в Лебедяни. Вид на Казеныннй мост через реку Дон. Фото 1910-х годов.
Водовозы на Тяпкиной горе в Лебедяни. Вид на Казеныннй мост через реку Дон. Фото 1910-х годов.

Со временем значение въезда в гору только росло и требовало постоянной заботы властей. В отличие от большинства городских улиц, движение здесь было оживлённым. В 1890 году городская дума собиралась капитально отремонтировать проезжую часть «Тяпкинской горы», замостив её камнем так называемой «тычковою работой». На перемощение предлагалось изыскать 750 рублей (при чем на «ремонтировку» Кладбищенской горы выделялось всего 25 рублей). Однако, городская управа это предложение отклонило, аргументируя тем, что «предлагаемый комиссией способ перемощения Тяпкиной горы, по неимению вблизи должного камня и ввиду того, что расхода на этот предмет потребуется несравненно больше, чем предположила комиссия, является совершенно излишним». Кроме того, подчеркивалось, что в последние три года Тяпкина гора содержалась и содержится в настоящее время «в полнейшей исправности».

Реконструкция проезжей части Тяпкиной горы была выполнена позднее и совпала со строительством нового железобетонного моста через Дон и реконструкцией Горбатого моста через Городянку в 1910 году. Вероятно, тогда городские власти не только спрямили поворот в начале подъема и расширили ширину дорожного полотна, но и обновили булыжную мостовую.

Горбатый мост через Городянку и въезд на гору (Тяпкина гора) в Лебедяни. Фото 1900-х годов.
Горбатый мост через Городянку и въезд на гору (Тяпкина гора) в Лебедяни. Фото 1900-х годов.

Спустя столетие эта мостовая ненадолго выглянула из-под срезанного асфальта и снова спряталась уже под слой бетонного покрытия при реконструкции 2013 года.

Старая мостовая в верхней части Тяпкиной горы. Фото 2013 года
Старая мостовая в верхней части Тяпкиной горы. Фото 2013 года

Изменились материалы, технологии, скорость движения и вес транспортных средств, но неизменно название. Тяпкина гора – легендарный топоним и визитная карточка Лебедяни и в XXI веке.

Спасибо всем за внимание!

Если Вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы регулярно читать новые истории.

#Лебедянь #Тяпкинагора #историяназвания #достопримечательность