Найти тему

День в истории. Каганович

Выступает Лазарь Каганович. Сентябрь 1938 года

25 июля 1991 года, незадолго до создания ГКЧП, ушёл из жизни «сталинский нарком» Л.М. Каганович (1893—1991). В последние годы его жизни писатель Феликс Чуев (1941—1999) из бесед и телефонных разговоров с ним составил небольшую книжку, которую назвал «Так говорил Каганович». Это не такой охватывающий целую эпоху том, как «140 бесед с Молотовым» того же Феликса Чуева, которые он записывал с 1960-х годов до смерти В.М. Молотова в 1986-м. Но весьма любопытное собрание записей, со страниц которого встаёт живой портрет соратника Сталина. Вот некоторые отрывки оттуда:

«Губернатор»
«Мать потом приезжала ко мне в Кремль, посмотрела: «Вы все тут безбожники!» — и уехала. Ей я достал квартиру в Киеве. В двадцать пятом году я приезжал в Киев, уже в ЦК работал. Отец раньше умер — в двадцать третьем году. А в двадцать втором году я приехал из Туркестана в Киев — в форме. Расцеловался с отцом. «Кто ты теперь, какой начальник?» — спросил отец. «Ну, вроде губернатора». Он посмотрел на мои сапоги, гимнастёрку, засмеялся: «Какой ты губернатор? Разве губернатор будет в таких сапогах ходить?»
До революции он говорил так: «Ничего у вас не выйдет! Ну, победите, возьмёте власть, дадут тебе, может быть, должность городового. Больше ты ничего не получишь, потому что ты — еврей». «Нет, — говорю, — это ты ошибаешься».

-2

Про Андропова
Каганович говорит:
— Я вам скажу: у Андропова не было собственных концепций. Он начинал щупать. Всё щупал. И эти щупали. У Маркса есть замечательное сравнение: пчела от архитектора отличается тем, что пчела интуитивно, инстинктивно делает свои соты, а архитектор строит по плану. А эти строили, как пчела, интуитивно, но пчела дала и мёд, и соты, а эти дали не соты и не мёд, а даже сахару не стало! Вот в чём разница.

«Могут реставрировать капитализм»
Из разговоров, Чуев:
– Сейчас они почувствовали слабину, такой момент настал, когда они могут реставрировать у нас капитализм. У меня сомнение очень большое.
– Это страшное сомнение.
– Страшное сомнение. И не у меня одного.
– Страшное сомнение, – Каганович заметно расстроился и задумался.
– Смотрите, как Горбачёва Запад хвалит. И Буш, и Тэтчер. Не знают, какую премию дать. [...]
Говорим о Румынии, о том, что под видом свержения диктатуры Чаушеску совершён антикоммунистический переворот. Говорят, Чаушеску и его жену закололи штыками, а генерала, председателя суда, убили и написали, что застрелился. Чаушеску тоже был жулик, но расплатился с внешними долгами и дал квартиры рабочим.
– Что говорят в Политбюро? – спрашивает Каганович.
– Разные люди в Политбюро. Лигачёв считает, что классовая борьба есть, продолжается, а вскоре в «Правде» выступает Яковлев: кто-то говорит о классовой борьбе – какая классовая борьба? Считается главным советником Горбачёва. [...]
Каганович с горечью говорит о процессах, происходящих в ГДР, Чехословакии, Венгрии. О речи Фиделя Кастро, где он сказал, что они будут бороться до конца, даже если Куба останется последним бастионом социализма, он говорит:
– Это очень важно, очень важно!

«Мы имели столько правительств на свободе»
Чуев спрашивает Кагановича о Бухарине и других:
– Я думаю, стоило ли их расстреливать? Может быть, их надо было снять со всех постов, отправить куда-нибудь в провинцию…
– Видите, дорогой мой, – отвечает Каганович, – иметь в условиях нашего окружения капиталистического столько правительств на свободе, – ведь они все были членами правительств… троцкистское правительство было, зиновьевское правительство было, рыковское правительство было, – это было очень опасно и невозможно. Три правительства могло возникнуть из противников Сталина.
– Троцкого выслали, могли выслать и Бухарина.
– Это было трудное время. Тогда была другая обстановка. [...] Ну, имея перед собой таких – это киты были, – конечно, Сталин не мог оставаться пассивным и ждать, пока его за глотку возьмут, как Робеспьера, уничтожат. Робеспьера же уничтожили, потому что он ждал примирения, а «болото» его и погубило. Те, кто ему вчера аплодировали, сегодня кричали: «На гильотину!» [...] Тут, конечно, на всё можно ответить, только далеко не всякий поймёт. Человек мыслящий и то, так сказать, только вдалеке поймёт… Но якобинцев до сих пор не поняли.

-3

И.В. Сталин, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович. 1930

Сага о бороде
Сравнив две фотографии, заглавные, 1938 года, и эту, 1930-го, наблюдательный читатель обратит внимание, что во внешнем облике Лазаря Моисеевича Кагановича произошла заметная перемена: исчезла борода. Куда же она делась? Уж не потерял ли её нарком в ходе «ежовщины» 1937 года?.. :)
Вот как вспоминал об этом эпизоде сам Лазарь Моисеевич:
«— У нас все Политбюро было усатое, Сталин, Молотов, Ворошилов, я, Орджоникидзе, Калинин, Андреев, Микоян… А у меня даже борода была.
— Киров без усов.
— Верно, один Киров был без усов. А потом уже пошли три поколения без усов — Хрущёв, Берия, Вознесенский… [...] Я бороду носил до тридцать третьего года. Сталин говорит:
— Зачем тебе борода?
Я говорю:
— Давно ношу.
Сталин:
— Надя, дай ножницы, я ему сейчас срежу бороду!
Я говорю:
— Хорошо, я бороду сниму сам...»
В рассказе есть одна неточность — если дело было в 1933 году, то Сталин никак не мог просить ножницы у Надежды Сергеевны Аллилуевой, она умерла ещё в ноябре 1932-го. Значит, либо слова про «Надю» неточны, либо дело было немного раньше.

Нынешний читатель едва ли поймёт, чем так досадила Иосифу Виссарионовичу борода его соратника. Конечно, Пётр Первый в своё время рубил их у своих бояр. Поколение дворян эпохи Пушкина уже отвоевало себе право носить бакенбарды, чем вовсю и пользовалось, но ещё не бороды. Николай I строго-настрого запрещал славянофилам отращивать бороды... Но... всё равно непонятно.
Однако всё немножко проясняется, если вспомнить, что почти все противники Сталина и сталинцев по правым и левым оппозициям — Троцкий, Бухарин, Рыков, Радек, Пятаков, Каменев и т.д., за редкими исключениями, носили бородки. Наоборот, сами сталинцы в Политбюро, как и он сам, были безбороды, не считая Калинина и Кагановича. В такой ситуации эта деталь внешности, конечно, начинала резать глаза. Ну и... :)
В общем, борода в России всегда была больше, чем просто борода. :)