Славянская мифология и русский фольклор полнятся разнообразными образами и символами из животного мира. Какие-то из них интуитивно понятны всем, кому заботливые родители в детстве читали русские сказки: сокол – добрый молодец, а лиса – хитрая и коварная. Гораздо сложнее дело обстоит с более древними, уходящими в архаичную древность образами. Конь – одновременно солярный символ, олицетворение мужского начала и мужской души, однако он же и символ смерти, гибели на поле боя.
Похожая ситуация происходит с образом черного ворона. Птица, несомненно очень почитаемая нашими предками и одновременно пугающая их.
Целостного мифологического представления о черных воронах до нас не дошло, однако обратившись к богатому мифологическому, сказочному и былинному материалу можно попробовать воссоздать общее представление наших предков об этих умных птицах.
Чёрный ворон в славянской мифологии
Чёрный ворон. Вещий ворон. Ворон Воронович. Этот черный, словно ночь, вестник погибели известен под множеством имен. По всей видимости, в далекие языческие времена славяне очень почитали и боялись воронов.
С принятием христианства к образу ворона добавился эпитет проклятый, ведь в апокрифических сказаниях ворон был проклят за то, что вместо того, чтобы искать землю для Ноя, принялся клевать плавающие повсюду тела утонувших во время великого потопа людей.
По языческим представлениям души предков после смерти превращались в птиц и улетали за море в славянский райский сад – Ирий. Но души злых людей, безродных и колдунов после смерти становились воронами. По примете залетевший в дом ворон считался предзнаменованием скорой смерти или пожара.
Ворон так же имеет прямую связь с богом-громовержцем Перуном, чьим деревом традиционно считается дуб. В чешской «Краледворской рукописи» – древнем сборнике народных песен, указывается, что вороны живут в священных дубравах. Перун так же считался покровителем княжеской дружины, богом воинов и войны, поэтому разыгравшуюся и расшумевшуюся стаю ворон считали предзнаменованием скорого кровопролития.
В наиболее наполненном мифологической символикой жанре русского устного фольклора – заговорах, ворон так же часто упоминается сидящем на дубу, на Дубе-Карколисте. Однако, в заговорах мрачный образ птицы, приносящей беду, развеивается. Ведь в большинстве заговоров ворон приносит исцеление:
На море на Кияне,
На острове Буяне
Стоит сыр дуб Карколист,
На дубу сидит черный ворон,
Во рту держит пузырь полный
И слетает с дуба на море,
А сам говорит:
Ты, пузырь, в воде наливайся,
А ты, хвороба, у того размывайся…
Вещим же ворона считают так же по той причине, что волхвы определяли будущее и волю богов по поведению этих птиц. Традиция этих гаданий сохранялась довольно продолжительное время, и в церковных списках «отреченных книг» часто упоминались разного рода книги, вроде «Воронграй», в которых описывались гадания по птичьим повадкам.
Ворон в песнях и сказках
В народных песнях, черный ворон часто является спутником наступившей войны. Он – падальщик, пожирающий трупы и одновременно с этим он психопомп, позволяющий душам воинов обрести покой. Например, в устьянской песне только после разговора с вороном, душа воина в личине орла, воссоединяется с семьей:
Из под Латырь-камушка быстра рецка бежит,
А на той на рецушке цяст-ракитов куст стоит,
А на кусте-то том сидит млад-сизой орёл.
Да во когтёх-то орёл дёржал церна ворона
«А где ты ворон летал, сизой, сполётывал?
Да что ты видел-сповидовал?»
«А видел я диво-дивноё,
Диво-дивноё – тело мёртвое,
Да к тому-то телу мёртвому летят три пташки пташицы:
Перва-то пташица родна матушка,
Друга-то пташица родна сестрица,
Третья пташица молода жена»
В сказках ворон иногда имеет демоническую природу. В первом томе сборника сказок Афанасьева, под номером 130 находится сказка, в которой Ворон Воронович представляется отцом волшебных девиц-птиц и является правителем четырех волшебных царств (медного, серебряного, золотого и жемчужного).
В других сказках часто присутствует мотив того, что вороны являются хранителями секретов живой и мертвой воды. А в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» птица наравне с небесными светилами становится женихом дочерей старика, однако именно Ворон приносит в конце сказки погибель.
Ворон в былинах
Думаю, что уже можно сделать вывод, что в русской мифологии и фольклоре ворон является птицей, которая хранит древние знания, способна видеть будущее и одновременно с этим она приносит несчастья, является предвестницей войны. Древний образ, имеющий дуалистическую природу, не хороший и не плохой сам по себе. Он имеет символическую связь с дубом, как священным древом, и частично противопоставляется образу Сокола и Орла.
Напоследок, в качестве закрепления, приведу особо показательный отрывок из былины «Королевичи из Крякова» из сборника Гильфердинга:
Да приедешь ты к сыру дубу крякновисту,
Насмотри-ка ты птицу во сыром дубе.
Сидит птица черный ворон во сыром дубе,
Перьице у ворона черным-черно,
Крыльице у ворона белым-бело,
Перьица распущены до матушки сырой земли.
Герой добирается до чудесного дуба и собирается уже застрелить птицу, но получает от ворона предзнаменование:
Ты удаленький дородный добрый молодец,
Славный же богатырь святорусский!
Ты слыхал ли поговорку на святой Руси:
В келье старца-то убить – так то не спасенье,
Черна ворона убить – то не корысть получить?
Хоть подстрелишь меня, черна ворона,
И порасточишь кровь мою по сыру дубу,
Спустишь тушицу на матушку сыру землю,
Не утешишь ты сердца молодецкого…
И в других былинах сидящие на дубах черные вороны останавливают собирающихся погубить их богатырей и посылают тех на подвиги, открывая, где находятся достойные супротивники, или где искать давно потерянных родичей.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.