Найти тему
Сокол-корабль

Почему русские считали воронов вещими птицами?

Славянская мифология и русский фольклор полнятся разнообразными образами и символами из животного мира. Какие-то из них интуитивно понятны всем, кому заботливые родители в детстве читали русские сказки: сокол – добрый молодец, а лиса – хитрая и коварная. Гораздо сложнее дело обстоит с более древними, уходящими в архаичную древность образами. Конь – одновременно солярный символ, олицетворение мужского начала и мужской души, однако он же и символ смерти, гибели на поле боя.

Ворон олицетворяет мудрость веков и одновременно это - проклятая птица, несущая несчастье.
Ворон олицетворяет мудрость веков и одновременно это - проклятая птица, несущая несчастье.

Похожая ситуация происходит с образом черного ворона. Птица, несомненно очень почитаемая нашими предками и одновременно пугающая их.

Целостного мифологического представления о черных воронах до нас не дошло, однако обратившись к богатому мифологическому, сказочному и былинному материалу можно попробовать воссоздать общее представление наших предков об этих умных птицах.

Чёрный ворон в славянской мифологии

Чёрный ворон. Вещий ворон. Ворон Воронович. Этот черный, словно ночь, вестник погибели известен под множеством имен. По всей видимости, в далекие языческие времена славяне очень почитали и боялись воронов.

С принятием христианства к образу ворона добавился эпитет проклятый, ведь в апокрифических сказаниях ворон был проклят за то, что вместо того, чтобы искать землю для Ноя, принялся клевать плавающие повсюду тела утонувших во время великого потопа людей.

Ной и ворон.
Ной и ворон.

По языческим представлениям души предков после смерти превращались в птиц и улетали за море в славянский райский сад – Ирий. Но души злых людей, безродных и колдунов после смерти становились воронами. По примете залетевший в дом ворон считался предзнаменованием скорой смерти или пожара.

Ворон так же имеет прямую связь с богом-громовержцем Перуном, чьим деревом традиционно считается дуб. В чешской «Краледворской рукописи» – древнем сборнике народных песен, указывается, что вороны живут в священных дубравах. Перун так же считался покровителем княжеской дружины, богом воинов и войны, поэтому разыгравшуюся и расшумевшуюся стаю ворон считали предзнаменованием скорого кровопролития.

В наиболее наполненном мифологической символикой жанре русского устного фольклора – заговорах, ворон так же часто упоминается сидящем на дубу, на Дубе-Карколисте. Однако, в заговорах мрачный образ птицы, приносящей беду, развеивается. Ведь в большинстве заговоров ворон приносит исцеление:

На море на Кияне,

На острове Буяне

Стоит сыр дуб Карколист,

На дубу сидит черный ворон,

Во рту держит пузырь полный

И слетает с дуба на море,

А сам говорит:

Ты, пузырь, в воде наливайся,

А ты, хвороба, у того размывайся…

Вещим же ворона считают так же по той причине, что волхвы определяли будущее и волю богов по поведению этих птиц. Традиция этих гаданий сохранялась довольно продолжительное время, и в церковных списках «отреченных книг» часто упоминались разного рода книги, вроде «Воронграй», в которых описывались гадания по птичьим повадкам.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина Виктора Васнецова. 1880 год. Черный ворон, что ты вьешься, над моею головой? Ты добычи не дождешься, черный ворон, я – не твой...
После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина Виктора Васнецова. 1880 год. Черный ворон, что ты вьешься, над моею головой? Ты добычи не дождешься, черный ворон, я – не твой...

Ворон в песнях и сказках

В народных песнях, черный ворон часто является спутником наступившей войны. Он – падальщик, пожирающий трупы и одновременно с этим он психопомп, позволяющий душам воинов обрести покой. Например, в устьянской песне только после разговора с вороном, душа воина в личине орла, воссоединяется с семьей:

Из под Латырь-камушка быстра рецка бежит,

А на той на рецушке цяст-ракитов куст стоит,

А на кусте-то том сидит млад-сизой орёл.

Да во когтёх-то орёл дёржал церна ворона

«А где ты ворон летал, сизой, сполётывал?

Да что ты видел-сповидовал?»

«А видел я диво-дивноё,

Диво-дивноё – тело мёртвое,

Да к тому-то телу мёртвому летят три пташки пташицы:

Перва-то пташица родна матушка,

Друга-то пташица родна сестрица,

Третья пташица молода жена»

В сказках ворон иногда имеет демоническую природу. В первом томе сборника сказок Афанасьева, под номером 130 находится сказка, в которой Ворон Воронович представляется отцом волшебных девиц-птиц и является правителем четырех волшебных царств (медного, серебряного, золотого и жемчужного).

В других сказках часто присутствует мотив того, что вороны являются хранителями секретов живой и мертвой воды. А в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» птица наравне с небесными светилами становится женихом дочерей старика, однако именно Ворон приносит в конце сказки погибель.

Вещая птица готова рассказать богатырю, где он сможет найти себе супротивника...
Вещая птица готова рассказать богатырю, где он сможет найти себе супротивника...

Ворон в былинах

Думаю, что уже можно сделать вывод, что в русской мифологии и фольклоре ворон является птицей, которая хранит древние знания, способна видеть будущее и одновременно с этим она приносит несчастья, является предвестницей войны. Древний образ, имеющий дуалистическую природу, не хороший и не плохой сам по себе. Он имеет символическую связь с дубом, как священным древом, и частично противопоставляется образу Сокола и Орла.

Напоследок, в качестве закрепления, приведу особо показательный отрывок из былины «Королевичи из Крякова» из сборника Гильфердинга:

Да приедешь ты к сыру дубу крякновисту,

Насмотри-ка ты птицу во сыром дубе.

Сидит птица черный ворон во сыром дубе,

Перьице у ворона черным-черно,

Крыльице у ворона белым-бело,

Перьица распущены до матушки сырой земли.

Герой добирается до чудесного дуба и собирается уже застрелить птицу, но получает от ворона предзнаменование:

Ты удаленький дородный добрый молодец,

Славный же богатырь святорусский!

Ты слыхал ли поговорку на святой Руси:

В келье старца-то убить – так то не спасенье,

Черна ворона убить – то не корысть получить?

Хоть подстрелишь меня, черна ворона,

И порасточишь кровь мою по сыру дубу,

Спустишь тушицу на матушку сыру землю,

Не утешишь ты сердца молодецкого…

И в других былинах сидящие на дубах черные вороны останавливают собирающихся погубить их богатырей и посылают тех на подвиги, открывая, где находятся достойные супротивники, или где искать давно потерянных родичей.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц