Решение вопроса летнего отдыха требует нынче немалой изобретательности. Открывать новые горизонты проблематично, вспоминаем про старые. В детстве я успела несколько раз побывать в речных круизах, воспоминания - самые чудесные. Но недёшево это было всегда.
В 90-е этот вид отдыха стал полностью ориентирован на иностранцев. В год окончания школы я по счастливой случайности попала в круиз до Санкт-Петербурга, больше половины туристов на корабле были иностранцами. С мужем мы очень любили круизы по Средиземному морю с компанией MSC. Эти круизы стоили, действительно, дешевле, чем наши. Дети до 18 лет у них путешествуют бесплатно, внутренняя каюта без окна, например, стоила 16 000 с человека. Ноль не забыла, шестнадцать))) Это были прекрасные времена, но…
Первая попытка прицениться к нашим речным круизам в этом году вызвала бурное отрицание. Да чтобы мы за такие деньги поехали на теплоходе, построенном в 80-е и очень условно прошедшим реновацию?! Ни за что! А потом начался торг и наступило принятие. Отдельное спасибо Ирине (автору канала Карта И. по Питеру) за то, что вдохновляла своими поездками. Давно я хочу детям, рождённым в городе на Волге, показать Казань, Волгоград, Астрахань.
Выбор круиза - дело нервное и запутанное. С маршрутом я сразу определилась, но компаний круизных сейчас много. И условия отличаются не только у разных компаний, но и на разных теплородах одной компании. А так как все мы - люди субъективные, отзывы и списки претензий вызывали только желание отказаться от этой идеи. Хорошо, что всегда ещё вмешиваются ограничения по времени. В наши даты был круиз у компании «Водоход» на четырехпалубном теплоходе «Михаил Фрунзе».
Построен наш теплоход в 1980-м году в Чехословакии. Ничего нового, я так понимаю, сейчас нет, кроме флагмана - «Мустая Карима», стоимость отдыха на котором совсем космическая. В моем детстве считалось, что четырехпалубные - самые лучшие, сейчас в отзывах единства нет, кто-то предпочитает кораблики поменьше, но прошедшие более серьёзную модернизацию. Например, у кают есть индивидуальные балконы, сами каюты стали больше и имеют полноценные двухспальные кровати. Давайте посмотрим, что в этом сезоне представляет собой отдых на т/х «Михаил Фрунзе».
Посадка, регистрация, работа персонала. У нас круиз - двухнедельный, все садятся на борт в НН и выходят там же. Я немного переживала, сколько придётся ждать с вещами при регистрации на рейс, но все организовано прекрасно. В очереди мы немного стояли только потому, что чуть раньше приехали. Дальше все было молниеносно. Чемоданы теперь маркируют у трапа, там все их оставляют, грузчики разносят потом по каютам. Очень быстро выдают ключи и круизные карты (все покупки на корабле - только по ним). Персонал работает четко, слажено и в момент реагирует на просьбы. Через пару минут приходят, если что-то не работает, не открывается и т.д.
Каюты. Единственный минус на мой взгляд, потому что они объективно устарели и представлению о комфортном отдыхе в двадцать первом веке не отвечают. Места совсем мало, у нас - две трёхместных каюты при двухместном размещении. Виктор при любом шевелении ногами мне разве что лицо не задевает. Как в таком ограниченом пространстве жить втроём, не знаю. Чемоданы мы смогли убрать тоже только потому, что живем по двое, один шкаф не занят, если бы не это, чемоданы стояли бы в проходе, а мы бы лишились любой возможности передвигаться по каюте. Койки узкие и короткие даже с моим ростом в 168 см. Виктор ноги скоро в иллюминатор будет высовывать )))
Но самый финиш - одна розетка. Одна! Даже в «Буревестнике», где номер был похож на развалины, было две. Понимаю, что модернизировать электрику на теплоходе - дело недешевое, но можно тройник купить. Или уж предупреждать хотя бы людей о такой подставе. Мы даже вдвоём телефоны не можем зарядить. А ещё - зубные щётки, например. А втроём тут как жить? Я тройник выложила в последний момент, так как думала, что за сто с лишним тысяч с человека можно об этом не думать.
Питание. Выше всяческих похвал. Не ожидала такого. Совершенно изумительный вкус даже у самых простых блюд. Я годами не ем картофельное пюре, но здесь и оно - произведение искусства. Очень много интересных сочетаний, но ни разу не было такого, чтобы это было слишком на любителя.
Завтрак - по системе шведский стол. Обед и ужин - выбор по меню. Выбор всегда большой и интересный. Виктор часто выбирает блюда без мяса, потому что они очень уж привлекательные!
Чай/кофе есть на всех приёмах пищи, в завтрак есть какие-то соки, в обед - морс. Единственное, мне на ужин не хватает обычной питьевой воды. И крохотные чайные чашки, в которых автомат ещё и воды наливает наполовину. Замучаешься бегать за чаем. На палубах титаны с кипятком есть, хоть со своей кружкой и кипятком на ужин ходи ))
Есть издержки того, что корабль большой и людей много. Первая смена может завтракать очень рано, мы сегодня к 7:20 ходили. Издевательство, да ))) Но меняют страдальцев, завтра пойдут другие в такую рань, мы завтракаем в 8:10.
Развлечения на борту. Их - не счесть. Можно делать перерывы только на приемы пищи, а остальное время танцевать, играть, посещать концерты и мастер-классы.
Петя, конечно, счастлив. Ходит играть в настолки, рисовать, на активные игры. Ну и на дискотеку.
Все дети, участвующие в анимационной программе, получают паспорт юнги и зарабатывают печати за каждую активность, видимо, потом подарки будут.
Каждый день мы получаем подробнейшую программу на следующий день, где обозначено абсолютно все - расписание приёмов пищи, выход на берег, экскурсии, активности на борту и прогноз погоды.
Экскурсии. К моему удивлению, в каждом городе предлагают несколько экскурсий, уже входящих в стоимость. В 90-е от щедрости дарили одну экскурсию, которая была ну просто ни о чем. Здесь можно на экскурсии больше не тратится, единственное, что мы хотим дополнительно - съездить в дельту Волги и посмотреть цветущие лотосовые поля. На выходе с теплохода каждому туристу выдают аудиогид, очень удобно, что не нужно преследовать экскурсовода и вслушиваться, все прекрасно слышно на расстоянии. Сегодня мы побывали на первой экскурсии в Свияжске, все очень понравилось.
Можно ли избегать толп. Вполне, хотя этот вопрос вызывал самые большие опасения до. Толпа была только на приветственном коктейле от капитана сразу после отплытия. Все! На приемы пищи пассажиры распределены грамотно, хотя столики в ресторане близко стоят.
На палубах места много, без проблем всегда находим, где посидеть. Особенно любим корму шлюпочной палубы. И обзор, и тент есть, защищающий от солнца или дождя.
Не знаю, откуда взялись мнения, что круизы - для пенсионеров, тут так устаёшь, что с ног валишься к девяти вечера. Встать в семь, отбегать экскурсию, посетить разные мероприятия или посмотреть на ребёнка, который их посещает, вдоволь надышаться речной свежестью… Пенсионеры, конечно, есть и они счастливы. Но не так уж их и много (во всяком случае в таком длинном круизе)- очень недёшево это для них. А в короткие круизы активные пенсионеры ездят, я знаю. Нам пока все нравится, подросток, конечно, на своей волне, но он сейчас везде - на этой самой волне ))
Вроде бы, основные вещи затронула, спрашивайте, что интересно!