Найти в Дзене
В движении

Транспорт Стамбула. Хорошие примеры и знакомые ошибки.

Оглавление

Стамбул - безусловно уникальный город, имеющий огромную численность населения - более 15 млн человек. Такой огромный мегаполис точно не может существовать без сети общественного транспорта. Влияет ли расположение города (крупнейший город Турции расположен и в Европе и Азии одновременно) на работу транспортной системы, оставили ли эти 2 части света свои лепты на инфраструктуре? Попробуем разобраться.

Виды транспорта

Вообще, в Стамбуле достаточно много видов транспорта, и каждый из них занимает свою нишу.

Трамвай

Начнём с трамвая. Первая трамвайная система Стамбула существовала с 1871 по 1966 годы. В 1990 этот вид транспорта вернулся на улицы города. Сейчас в Стамбуле существует 3 независимых друг от друга трамвайных системы.

Исторический трамвай в европейской части. Маршрут Т2 открылся 26 декабря 1990 года. Однопутная, с разъездами линия, протяженностью 1,6 км проходит вдоль улицы Истикляль, от станции подземного фуникулёра Тюнель до площади Таксим. В парке имеются 4 двухосных моторных вагона Franco-Belge 1913 года выпуска, которые работали до закрытия системы в 1966 году. Ежедневно на линию выходит 2 трамвая. К оплате принимается Istanbulkart. Данный маршрут очень популярен у туристов, ибо проходит по одной из самых популярных улиц города.

Исторический трамвай в азиатской части. Данная система заработала 1 ноября 1993 года. Маршрут Т3, протяжённостью 2,6 км кольцевой, проходит через вокзал Кадыкёй, одноимённые станцию метро и пристань, через район Мода. Подвижной состав состоит из 6 трамваев (на момент написания статьи работает 5 единиц): 4 трамвая Gotha T57 из немецких городов Йена и Шёнайхе-Рюдерсдорф, а также 2 трамвая Reko TZ70, раннее также работавших в городе Шёнайхе-Рюдерсдорф. К оплате принимается Istanbulkart. Линия также популярна как и у туристов, так и у местных жителей.

Современный трамвай. Он появился в Стамбуле в 1992. Это уникальная система, сопоставимая со скоростными. Сейчас действует 3 линии, на всех действует действует Istanbulkart.

Т1

Самая популярная из них - Т1.

Фото взято с сайта https://istanbul-life.info/transport/tramvaj/1508-tramvaj-t1-v-stambule-shema-marshrut-kak-kupit-bilet/
Фото взято с сайта https://istanbul-life.info/transport/tramvaj/1508-tramvaj-t1-v-stambule-shema-marshrut-kak-kupit-bilet/

На линии 31 станция, линия, как и 2 другие современные, проходят в европейской части. Т1, проходит от окраины через центр и пересекает бухту Золотой рог, благодаря этому, линия огромный пассажиропоток. Подвижной состав представлен трамваями Bombardier Flexity Swift (2002 года выпуска) и Alstom Citadis 304 (2010 года выпуска).

Вагоны поддерживаются в хорошем состоянии, в мой приезд я не застал ни одного вагона с неработающим кондиционером. Это при том, что вагонам минимум по 13 лет. В связи с большой востребованностью линии, многосекционные трамваи работают по СМЕ (Система Многих Единиц), когда их цепляют друг с другом.

-5

Интервал на линии в час-пик может достигать 1 минуты! О меньших интервалах я не слышал. Линия очень популярна каки среди туристов, так и среди местных жителей.

Т4

Линия имеет 22 станции, проходит из спального района к району Топкапы, где можно совершить пересадку на линию Т1. Маршрут, конечно, практически неинтересен туристам, но играет важную роль в транспортной системе Стамбула. На линии действует разнообразные вагоны "метроподобного" типа подвижного состава:

Т5

Самая новая, открывшаяся в 2021 году, линия стамбульского трамвая, использует для питания не контактную сеть, применяемую на других линиях трамваях Стамбула, а контактный провод (как в метро).

Фото взято сайта Трансфото, автор XXL1219
Фото взято сайта Трансфото, автор XXL1219

На линии 14 станции, в 2023 году готовится открытие нового участка Т5.

Фото взято сайта Трансфото, автор Usuf06
Фото взято сайта Трансфото, автор Usuf06

Метрополитен

Как и во многих мегаполисах, метро занимает важную роль в жизни города, и Стамбул не стал исключением. Однако, стоит отметить, что этот вид транспорта появился в городе ни так давно - 1989 году, но уже функционирует 10 линий. Метро работает ежедневно с 6:00 до 0:00. Линия М2 работает с 06:15 до 00:00 в пятницу и субботу работает круглосуточно. Движение поездов каждые 5-7 минут; в час пик интервалы составляют 3-5 минут, что, конечно, больше, чем в московском метрополитене, но всё равно приемлемо. Действует Istanbulkart.

На долю метрополитена приходится 17,86% всего пассажиропотока, это 920 000 пассажиров в день.

Если сравнивать с московским метрополитеном, то можно отметить более высокую среднюю скорость движения поездов (65 км/ч, против 41,61 км/ч в Москве), наличие платформенных раздвижных дверей (знакомых петербуржцам), большее расстояние между пересадочными узлами, более слабый охват города сетью метрополитена. Навигация вполне понятна большинству туристов.

Тюнель - Фуникулёр

Первая подземка Стамбула, открыта ещё 17 января 1875 года, соединяет находящиеся на разных высотах станции Каракёй и Бейоглу. На линии используется 2 состава. Действует Istanbulkart.

От станции Бейоглу начинается линия исторического трамвая Т2 по улице Истикляль. На станции Каракёй расположен макет системы фуникулёра.

-11

Там же размещены фотографии из истории стамбульского транспорта, например, эти снимки, напоминающие о существовании в городе когда-то троллейбусного движения:

Автобусы и такси

Такси в Стамбуле делятся на 2 типа: жёлтые - государственные, голубые - частные. Без знания турецкого, пользоваться не рекомендуют.

Фото: https://gazetemanifesto.com/wp-content/uploads/2020/12/aa-is-2.jpg
Фото: https://gazetemanifesto.com/wp-content/uploads/2020/12/aa-is-2.jpg

Если говорить автобусы, то все достижения стамбульского транспорта разбиваются об автобусное сообщение. Единственными плюсами автобусов в Стамбуле, являются разветвлённая сеть и полностью низкопольный подвижной состав. Далее, увы, только минусы: зачастую, плохая навигация; посадка только через переднюю дверь, от чего в своё время отказались в Москве, так как это увеличивает время остановки; не редки случаи довольно неординарного стиля вождения автобусов, что, конечно, характерно для всего Стамбула; отмечу, практическое польное отсутствие выделенных полос.

Кстати, в Стамбуле существуют аналоги маршрутных такси - долмуши, Istanbulkart в них не действует. Плюсов это, конечно, не добавляет.

Фото: https://samivkrym.ru/wp-content/uploads/2020/09/Dolmush.jpg
Фото: https://samivkrym.ru/wp-content/uploads/2020/09/Dolmush.jpg

Мармарай

Это система пригородных железнодорожных пассажирских перевозок Стамбула, соединяющая европейскую и азиатскую части города через подводный железнодорожный тоннель «Мармарай» под проливом Босфор, от станции Халкали до станции Гебзе. Может стать альтернативой метрополитену, если необходимо попасть из европейской части в азиатскую, или наоборот. Линия в центре проходит под землёй.

Фото взято с сайта Трансфото, автор ТУ134
Фото взято с сайта Трансфото, автор ТУ134

Подвижной состав, попадается в разном состоянии.

Действует Istanbulkart, но имеет другую тарифную политику.

Паромное сообщение

Стамбул хорошо использует свою главную водную артерию - пролив Босфор. По нему налажено государственное и частное сообщение.

https://avatars.mds.yandex.net/get-znatoki/470774/2a000001851eedbb38dd651711b14245f1e5/orig
https://avatars.mds.yandex.net/get-znatoki/470774/2a000001851eedbb38dd651711b14245f1e5/orig

Помимо транспортной функции, государственные паромы могут выполнять туристическую, благодаря тому, что на пути множество достопримечательностей.

Из окна парома
Из окна парома

В государственных паромах действует действует Istanbulkart,но с другими тарифами.

UPD (дополнение): в Стамбуле действует система метробусов, и она помогает разгрузить дорожную ситуацию на некоторых направлениях. Но об этом стоило бы говорить отдельно.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9707955/pub_642a444eae70a85065f3f6db_642a4465ae70a85065f3fcd4/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9707955/pub_642a444eae70a85065f3f6db_642a4465ae70a85065f3fcd4/scale_1200

Итоги

Несмотря на развитую, удобную, современную и качественную сеть скоростного трамвая; целых 2 исторических системы трамвая; развитый метрополитен; фуникулёр; единый проездной, город задыхается в пробках. Отсюда ненадёжность поездки на автобусе, так как он попросту может или оказаться подрезанным, или встать в пробку. Городские власти не спешат строить выделенные полосы. Также, из этого мы получаем ещё и экологические проблемы: автобусы стоят в пробке и выбрасывают ещё больше выбросов в и так, без того сильно загазованный город. Троллейбусное или электробусное движение отсутствует. Такое ощущение, что рельсовым транспортным занимаются грамотные люди, а автобусное движение турки доверили специалистам, например, из России, причём из нулевых.

Фото: http://www.cennetkoru.com/wp-content/uploads/2018/05/istanbul_metro_haritasi-1.jpg
Фото: http://www.cennetkoru.com/wp-content/uploads/2018/05/istanbul_metro_haritasi-1.jpg

Пожелаем Стамбулу и его транспорту успехов.

Может они к себе Собянина и Ликсутова заберут? Всё равно там троллейбусов нет, можно не переживать. А так, хоть хаоса на дорогах не станет.

Нашли ошибку? Пишите.

А что вы думаете по этому поводу?

Спасибо за прочтение, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.